Bryansk region: rustic comfort of golden woodland

Брянская область.png

Main facts:

  • Administrative center: Bryansk

  • Federal District: Central

  • Language(s): Russian

  • Population: 1,210,000

  • Timezone: UTC+3

  • Main religion: Orthodoxy

Top 10 attractions:

Sights map of Bryansk region

Travel around Bryansk region

A trip to the Bryansk region will bring peace and tranquility, as these places are full of cozy villages, dense forests and many interesting sights. Especially beautiful attractions here in autumn, when the forest is painted in crimson hues, and the warm bright sun illuminates the hilly expanses. For those who are going to visit Bryansk, I highly recommend doing it in sunny weather and a warm season, so that impressions from walks through forests and lakes will not be spoiled by rainy chill. A walk on this land is very worth it, because it is full of unusual beauty.

Take, for example, the temple "Neopalimaya Kupina" in the village of Dyatkovo, which is a few dozen kilometers from Bryansk. It would seem as an ordinary Orthodox church, but there is one highlight in it - a magnificent iconostasis made full of crystal. All the interior of this temple is made of crystal, which can not be seen in any other place on Earth! This is because in the Dyatkovo in the middle of the 18th century the crystal production by merchant Maltsev was founded. He also founded the first plant for smelting products from crystal in Gus-Crystal, which to this day is recognized as the best place to produce crystal in Russia and abroad. So, crystal from Dyatkovo is not inferior to crystal from Gus-Crystal, and is also famous all over the world. And at the plant in Dyatkovo there is a magnificent museum of crystal, in which there is a collection of masterpieces of craftsmens who worked at the plant from its inception to the present day. As a sign of gratitude to the village by craftsmen from Dyatkovo, in 2003, the world's only crystal iconostasis was created, now located in the temple "Neopalimaya Kupina". It is truly worth it to come here and to see this miracle.

The Bryansk region is also famous for its dense forests, described in many works of Russian literature classics of prose and poetry. The Bryansk woodlands, the Bryansk wilds, the “Bryanshchina” - all these epithets are perfectly suited to the local groves and wilds stretching for tens of kilometers. Small villages lurk in their depths, in which bright wooden houses create a unique comfort and unique architecture that is so pleasing to the soul. The time here seemed to have stopped a couple of centuries ago, and although civilization has long since come to these lands, the locals seek to preserve the beauty of Russian architecture and folk traditions, passing them from generation to generation. It is especially beautiful to watch these places in the fall, and there’s not enough words to describe it - just look at the photos below.

The Bryansk region has a very ancient history, which dates back thousands of years. Since the local Slavic tribes were removed from the centers of the power states of 5-10 centuries AD, they paid only a small tribute to the Khazar Kaganate, which formally controlled these lands, but they themselves remained completely independent. At the end of the 10th century, thanks to the campaigns of the princes Oleg and Vladimir, the territory of the Bryansk region was annexed to Kievan Rus, since then it has been recorded as a part of the Russian land. At the same time the fortress Bryansk was founded, the center of the region, which recently celebrated its 1000th anniversary. After the Tatar-Mongol invasion, which greatly weakened Kievan Rus and ravaged part of the Bryansk land, the surviving Slavs formed a strong Bryansk principality, which owned extensive lands on the territory of modern Novgorod, Bryansk, Oryol, Kursk and Chernihiv regions. However, at the beginning of the 14th century, the invasion of the Lithuanian troops put an end to the prosperity of the Bryansk principality, and it came under the authority of the Grand Duchy of Lithuania, and afterwards the Polish-Lithuanian Commonwealth. In the 16th century, the region returned to the Russians already as part of the Moscow principality, and from that time its new economic prosperity began.

Want to see the best sights of the Bryansk region? Book our author tour!

In the 18-19 centuries, the Bryansk region experienced its "birth" associated with the names of the famous industrial patrons - the Maltsev family, who founded a number of glass production and cast iron industry, smelted guns and steel for the Russian army. The latter is reflected in the flag and coat of arms of the city of Bryansk, which throughout the 19th century was the foundry center of Russia.

Брянск.png

The development and prosperity of the Bryansk region was interrupted by the invasion of Nazi troops in 1941. The Bryansk region, which was then part of the Oryol region, was severely damaged - almost all major cities and many small towns were burned, and hundreds of thousands of local residents were killed. The Bryansk folk rose to defend their native land and founded the partisan movement, which was one of the largest and most successful of all time of the Russian Great Patriotic War of 1941-1945. With more than 60 thousand people, the Bryansk partisans sabotaged the German troops until the onset of the Soviet army and the return of the Bryansk region; the "Partisan Polyana" memorial near Bryansk is dedicated to their heroism and feats of arms. In the city itself, which in 1944 received the status of the administrative center of the region, a massive Mound of Immortality was built in memory of the stoic feat of the Soviet troops who fought with the German invaders in the dense forests of the region.

The restoration of the region required tremendous efforts and investments, but as a result, the region was restored and today it is gradually flourishing. Its most beautiful places are rightly considered the village of Dyatkovo and the capital of the region - Bryansk. The latter is the largest city in the region with a population of about 450 thousand people, rather extended from north to south along the course of the Desna river. Nevertheless, it is a small and cozy city, the historical center of which is literally a big village. The main pedestrian promenade, Gagarin boulevard, descending from Lenin square to the Bryansk Philharmonic and the Desna embankment, is one of the most beautiful and peaceful places in the city. I especially want to mention the beautiful Theater square, which houses the drama theater and the central department store, as well as Karl Marx square next to them. The military past of the region can be found on Partizan square, where the Eternal Fire burns and the local history museum is located, as well as in Victory Park, where the Mound of Immortality and the Square of Military Glory are located. The city has several beautiful Orthodox churches, the main of which are the Trinity Cathedral, Preobrazhenskaya Church and Petropavlovsky monastery. Behind beautiful fields, quiet lakes and harmony with nature it is worth going deep into the park of 1000th anniversary of Bryansk, through pedestrian bridge to a couple of kilometers into the forest. And if there is time and desire, you should definitely visit Tyutchev's "Ovstug" estate and Uspensky Svensky Monastery located near Bryansk.

Bryansk occupies a special place in tourism across the Russian regions. There will be no active leisure here, bright night lights or breathtaking sights. Instead, the region is filled with a quiet atmosphere of comfort and harmony, old Russian-style villages, green fields and groves buried in verdure, wild jungles of broad-leaved forest and wide expanses of meadows on which the heart stops and you want to stand still, breathing the aromas of herbs and repeating the poems of the authors, who wrote about the unforgettable beauty of the Russian land... If this is exactly what you need - welcome to the Bryansk region!

For more information about the country and the posted content, please contact me in person through contacts form. Thank you!

Want to go on an unforgettable private tour
in the Bryansk region?

Write to us and we will tell you about all the details of the trip:

Брянская область: деревенский уют золотого полесья

Брянская область.png

Основные факты:

  • Административный центр: Брянск

  • Федеральный округ: Центральный

  • Язык(и): русский

  • Население: 1,210,000

  • Часовой пояс: UTC+3

  • Основная религия: православие

Топ 10 интересных мест:

Карта достопримечательностей Брянской области

Путешествие по Брянской области

Поездка в Брянскую область принесет спокойствие и умиротворение, поскольку эти места полны уютных деревенек, густых лесов и множества интересных достопримечательностей. Особенно красиво в Брянской области осенью, когда лес окрашивается в багряные тона, а ещё теплое яркое солнце освещает холмистые просторы. Для тех, кто соберется ехать в Брянск, крайне советую делать это в солнечную погоду и теплое время года, чтобы впечатления от прогулок по лесам и озёрам не испортилось дождливой промозглостью. А прогуляться по этой земле очень стоит, потому что она полна необычных красот.

Взять, к примеру, храм "Неопалимая Купина" в поселении Дятьково, что в нескольких десятках километров от Брянска. Казалось бы, обычный православный храм, но в нём есть одна изюминка - великолепный алтарь, сделанный из хрусталя. Всё внутреннее убранство этого храма сделано из хрусталя, чего нет ни в одном другом месте на Земле! А всё дело в том, что в поселении Дятьково в середине 18 века было основано хрустальное производство купеческой четой Мальцевых, которые были знамениты на всю Россию. Они же основали первый завод по выплавке изделий из хрусталя в Гусе-Хрустальном, который и по сей день признаётся лучшим местом производства хрусталя в России и за рубежом. Так вот, хрусталь из Дятьково ничем не уступает хрусталю из Гуся-Хрустального, и тоже является знаменитым на весь мир. А при заводе в Дятьково расположен великолепный музей хрусталя, в котором находится собрание шедевров мастеров, работавших на заводе с момента его основания и до наших дней. И в знак благодарности поселению умельцами из Дятьково в 2003 году был создан единственный в мире хрустальный иконостас, ныне размещающийся в храме "Неопалимая Купина". Увидеть это чудо воистину стоит того, чтобы сюда приехать.

А ещё Брянская область знаменита своими густыми лесами, вошедшими во многие произведения русских классиков прозы и поэзии. Брянское полесье, брянские дебри, "брянщина" - все эти эпитеты как нельзя лучше подходят здешним рощам и дебрям, простирающимся на десятки километров. В их глубине скрываются небольшие деревни, в которых деревянные яркие домики создают неповторимый уют и такой приятный сердцу "русский" дух зодчества. Время здесь как будто остановилось пару столетий назад, и хотя цивилизация уже давно пришла в эти земли, местные жители стремятся сохранить красоту русского зодчества и народных традиций, передавая их из поколения в поколение. Особенно красиво наблюдать эти места осенью, и описать подобное не хватит слов - просто смотрите фотографии.

У Брянской области очень древняя история, которая насчитывает тысячи лет. Поскольку местные славянские племена были удалены от центров властных государств 5-10 веков нашей эры, они платили лишь небольшую дань формально контролировавшему эти земли Хазарскому каганату, но сами оставались полностью независимыми. В конце 10 века территория Брянщины благодаря походам князей Олега и Владимира была присоединена к Киевской Руси, с той поры ведётся её летопись в составе русской земли. Тогда же была основана крепость Брянск, центр области, который недавно отпраздновал своё 1000-летие. После нашествия татаро-монгол, которые сильно ослабили Киевскую Русь и разорили часть Брянской земли, уцелевшие славяне образовали сильное Брянское княжество, которое владело обширными землями на территории современных Новгородской, Брянской, Орловской, Курской и Черниговской областей. Однако в начале 14 века нашествие литовских войск положило конец процветанию Брянского княжества, и оно оказалось под властью Великого княжества Литовского, а после - Речи Посполитой. В 16 веке край вернулся к русским уже в составе Московского княжества, и с той поры началось его экономическое процветание.

Хотите увидеть лучшие места Брянской области? Закажите авторский тур!

В 18-19 веках Брянская область переживала своё "рождение", связанное с именами прославленной промышленной семьи меценатов Мальцевых, которые основали здесь ряд стекольных производств и чугунную промышленность, выплавляющей пушки и сталь для российской армии. Последнее отражено на флаге и гербе города Брянска, который на протяжении 19 века был литейным центром России. 

Брянск.png

Развитие и процветание Брянской области было прервано вторжением войск нацистской Германии в 1941 году. Брянская область, входившая тогда в состав Орловской, подверглась сильнейшим разрушениям - почти все крупные города и множество малых населенных пунктов были сожжены, а сотни тысяч местных жителей были убиты. Брянское население встало на защиту родной земли и основало партизанское движение, которое было одним из самых крупных и успешных за всё время Великой Отечественной воны 1941-1945 гг. Насчитывавшее более 60 тысяч человек, брянское партизанство устраивало диверсии немецким войскам вплоть до наступления советской армии и возврата Брянской области; его героизму и ратным подвигам посвящен мемориал "Партизанская поляна" неподалеку от Брянска. А в самом городе, который в 1944 году получил статус административного центра области, был возведен массивный Курган Бессмертия - в память о стоическом подвиге советских войск, воевавших в густых лесах края с немецкими захватчиками.

Восстановление региона потребовало огромных сил и вложений, но в итоге регион был восстановлен и сегодня понемногу процветает. Его самыми красивыми местами по праву считаются поселение Дятьково и столица региона - Брянск. Последний является самым крупным городом в области с населением около 450 тыс. человек, довольно протяженным с севера на юг вдоль течения реки Десны. Тем не менее, это небольшой и уютный город, исторический центр которого представляет собой буквально большую деревню. Главный пешеходный променад - бульвар Гагарина, спускающийся от площади Ленина к Брянской филармонии и набережной Десны, является одним из самых красивых и спокойных мест в городе. Особенно хочется отметить красивую Театральную площадь, на которой располагается драматический театр и центральный универмаг, а также сквер им. Карла Маркса, выстроенный во время Советского Союза. Военное прошлое региона можно узнать на площади Партизан, где горит Вечный Огонь и расположен краеведческий музей, а также в парке Победы, где расположены Курган Бессмертия и площадь Воинской Славы. В городе есть несколько красивых православных храмов, главными из которых являются Троицкий кафедральный собор, Преображенская церковь и Петропавловский монастырь. За красивыми полями, тихими озёрами и гармонией с природой стоит отправиться вглубь парка им. 1000-летия Брянска, перейти навесной пешеходный мост и пройти пару километров вглубь леса. А если останется время и желание, обязательно стоит посетить усадьбу Тютчева "Овстуг" и Успенский Свенский монастырь, расположенные неподалеку от Брянска.

Брянск занимает особое место в туризме по российским регионам. Здесь не будет активного досуга, ярких ночных огней или захватывающих дух достопримечательностей. Вместо этого край наполнен тихой атмосферой уюта и гармонии, деревнями в старорусском стиле, утопающими в зелени полей и рощ, дикими дебрями широколиственного леса и широкими просторами лугов, на которых сердце замирает и хочется стоять неподвижно, вдыхая ароматы трав и повторяя про себя строки авторов, писавших о незабвенной красоте русской земли... Если это именно то, что вам надо - добро пожаловать в Брянскую область!

За более подробной информацией по поводу страны и размещенного контента просьба обращаться лично через контакты. Спасибо!

Хотите увидеть самые красивые и интересные места

Брянской области? 

Напишите нам свои пожелания, и мы организуем для вас наилучший маршрут!