DSC_1615.jpg
Крым_флаг.png

Crimea

republic by the blue sea

Simferopol

Russian, Ukrainian, Crimean Tatar

Southern Russia

UTC+3

Orthodoxy

region center

language(s)

federal district

timezone

main religion

Crimea is a peninsula on the shores of the Black and Azov seas. Crimea is a centuries-old history of the struggle for survival, wealth and glory. Crimea is a republic of brave and wonderful people who are ready for deeds for the sake of their Fatherland. Crimea is palaces and abandoned buildings, villages and skyscrapers, mountains and plains, fields of flowers and wild deserts, the cold of the night and the heat of noon. Crimea is a place to return again and again for every new impressive discovers.

Top 10 interesting places to visit:

  • Crimean bridge, Kerch

  • General's beaches, Kerch

  • Cape Chameleon, Koktebel

  • Golitsyn trail, Novyi Svet

  • Valley of ghosts, Alushta

  • Botanical garden, palaces and embankment of Yalta

  • Mount Ai-Petri, Yalta

  • Cave-city Eski-Kermen, vil. Krasny Mak

  • Khan's palace, Bakhchisarai

  • Karaite kenases, Yevpatoria

Sights map of Crimea

Yandex Map

Google Map

Russia.Travel.png

Detailed map of all places in the region can be seen on the website of the national tourism portal RUSSIA.TRAVEL

route-map.png

Travel in Crimea

Crimea greeted us with a cold, piercing wind. Although it was late May, the echoes of a receding winter could still be felt around. Spring came to the peninsula late, and therefore the air had not yet had time to be filled with warmth and aromas of flowering herbs. On the top of Mount Mithridat, the highest place in Kerch, flowers were just beginning to cover the abandoned ruins that had (and will stand) here for more than one hundred winters. The city itself, like most other places in Crimea, was founded by the Greeks who came here from the Mediterranean to establish Western colonies. All settlements on the peninsula were founded as fortresses; many of them to this day keep the memory of their centuries-old history, which is now covered with tons of sand and clay. Life almost left the peninsula with the collapse of Ancient Greece, the raids of nomads and other barbarian tribes; for many hundreds of years the peninsula was practically uninhabited. However, in some places, life did not stop for a minute - they were not abandoned from the very moment of their foundation. Kerch is one of such places.

In ancient times, the Greek city of Panticapaeum stood on the site of Kerch, the skeletons of which can be seen today on the top of Mount Mithridates. The city stood on both sides of the strait connecting the Black Sea with the Azov Sea, and controlled trade routes to the north and east, and therefore actively developed and prospered. It was the capital of the Bosporan kingdom, which stretched from present-day Sevastopol to Sochi in the south and Tanais in the north, and staunchly defended the territory from the raids of the warlike Huns, Khazars and Turkic tribes. When the Genoese came to these lands at the beginning of the 14th century, the city with all its surroundings passed into the possession of the Italians, who rebuilt the main part of stone fortresses along the entire coast of the peninsula. However, at the end of the 15th century, these lands were captured by the Ottoman Empire, which for a long time defended them from the raids of the Cossacks and Circassians. As a result, after the Russian-Turkish war of 1768-1774, the city passed to the Russian Empire, after which it began to actively develop and grow. During the Great Patriotic War of 1941-1945, Kerch experienced all the horrors of wartime, and the heroism of the local population was recognized at the level of the entire country; one of the places where you can touch the great deeds of the Kerch people is the Adzhimushkai quarries, in which they held a deadly defense for a long time. Already in the days of modern Russia, Kerch received a new stimulus for growth and development - when the construction of the Crimean bridge was completed, which connected the territory of Crimea with the "continent". Today, this grandiose building can be observed, including from the top of Mount Mithridates - in this place you can best feel the connection of generations through the darkness of centuries.

The outskirts of Kerch are steppes and hilly plains that surround the shores of two seas - the Black and Azov. The relief of the Black Sea is flatter and more fertile, clay and salt deposits are abundant here, which after rains form wide shallow lakes. One of these - Koyashskoye Lake - in warm weather begins to fill with pink crustaceans, due to which it gets a rich pink color. To see this miracle of nature is a great success! On the Sea of ​​Azov, the relief is different - there are much more hills and stone capes protruding far into the sea and forming wide bays. These places are little known and not very popular with tourists due to the lack of infrastructure, and therefore attract romantics and wild tourists with their silence and natural beauty. Kazantip Reserve and Karalar Natural Park are two places where you should definitely enjoy the beauty of the steppes and sandy beaches.

Moving westward from Kerch along the Black Sea, Feodosia will be the next major city. The city was founded much later than Kerch, during the Bosporan kingdom, and began to flourish only under the Genoese. They built a massive fortress in it, the walls of which now adorn the city center. There is a wide embankment, sandy beaches stretching for kilometers and old estates of wealthy nobles who came from Moscow and St. Petersburg to the south during the warm season. The famous Russian artist Ivan Aivazovsky was born and lived in Feodosia, who glorified him and other places of the Crimea in his paintings. The world's largest museum with its paintings is located in Feodosia and is a must-see for those who are fond of landscape painting.

The beauty of Crimea is in the mountains. From east to west, steep rocky peaks stretch severely overhanging residents and travelers for hundreds of thousands of years. The Crimean mountains appeared at about the same time as the Caucasian mountains, however, unlike the latter, they stopped their growth and froze in sculptures about 200 million years ago. One of the mountain ranges begins immediately behind Feodosia, extending westward to the Karadag Highlands. A nature reserve was created in its vicinity during the Soviet era to preserve the unique southern flora and fauna. Climbing to the top of Kara-Dag, you can see the azure surface and wide bays of the sea, which in these places is very clean and warms up well. Other significant places in the vicinity are Cape Chameleon, Koktebel Bay, and Lisya Bay. Particularly picturesque will be a short walking route from the village of Kurortny to Lisya Bay, during which you can enjoy the sea space and the mountains surrounding from all sides.

If you want real peace and quiet, to be alone with nature or to go on a real mountain hike, then you are in the Novyi Svet. This is a small resort village not far from Sudak, which is surrounded on all sides by high mountains and juniper groves. The air here is filled with the scent of the sea and the freshness of pine needles, at night it is calm and cool even in summer. Walk along the beautiful embankment, climb the Sokol and Koba-Kaya peaks, conquer the Celestial Peak and swim on the Tsarsky beach with black sand. And be sure to follow the ancient Golitsyn trail, which, according to legend, was founded by Prince Lev Golitsyn in the 19th century. He built vineyards here and established a factory for the production of champagne wines, which are still produced today. We can safely say that the Novyi Svet is one of the most picturesque places on the Crimean peninsula.

The road to the Novyi Svet will inevitably lead to Sudak - a prosperous city on the Black Sea coast, which has now become a resort area for those who "like it hot". The local climate is especially sunny and hot due to the location of the surrounding mountains, and therefore the sun shines in Sudak almost all year round, there is little rain and the air warms up on average by 4-5 degrees more than even in the neighboring Novyi Svet! The Genoese also ruled in Sudak - they built a large stone fortress here, which today receives tourists from all over the world. It's amazing how ancient history comes to life right before our eyes in the form of high walls, an ancient mosque and towers over the gates guarding the exit from the port. However, Sudak is famous not only for its fortress, but also for its picturesque capes, one of which should be specially noted. The Meganom Peninsula with the cape of the same name rises 350 meters above the Kapsel Valley, the rise here from the sea will take about 2-3 hours (only if you do not have an SUV), but it's worth it: a wide space, from which breathtaking, silence ringing in your ears and only constant wind blowing warm air over tired muscles. Not only avid tourists come to these places, but also seekers of magical power - according to legend, there are places of spiritual power, and the land and air are blessed here by nature and gods. That is why in the valley between Cape Meganom and Rybachy there are numerous sanctuaries (Hindu, Shaivist and others), to which people come to worship from all over the country. Some of them spend here days and weeks, resting soul and body in the contemplation of the azure sea and high mountain slopes, in peace and quiet in the middle of a stormy world.

The road from Sudak to Alushta is a continuous serpentine of sharp turns, ascents and descents. On some of them, it is impossible for two cars to pass, and in rainy weather it is closed due to possible landslides and too slippery surfaces. However, it is definitely worth driving. High mountains covered with deciduous and coniferous forests, deep ravines and eagles and falcons soaring above them, wine-making valleys and secluded settlements far in the mountains are a real paradise for hermits and those who want to touch the Crimean nature away from the crowds of tourists. It is also used by sports cyclists who train here during the warm season; undoubtedly, they have prohibitive endurance and fearlessness, flying along serpentines past cars at a speed of over 50 km / h! The lighthouse temple in the village of Malorechenskoye blesses them and the motorists, which is part of the memorial to all those who died on the waters and every day lights a guiding light for the ships.

Far in the mountains of Crimea, mineral springs are beating, which descend along the Zamansky ridge and combine into a murmuring mountain stream, which cascades down into the Khapkhal gorge with a cascade of waterfalls. These waterfalls are the deepest in Crimea and do not dry up even in the dry summer period. Local residents named the deepest of them "Djur-Djur" - "gurgling water". In the shade of the forests surrounding the cascade of waterfalls, it is cool even on the hottest day. From here begins the route to the Zamansky ridge - one of the longest and most mountainous in the Crimea. It stretches for more than 15 km from the waterfalls to South Demerdzhi (1240 m), at the foot of which the city of Alushta is located. On the top of Mount Demerdzhi there was filmed the film "Prisoner of the Caucasus", and at its foot is the famous Valley of Ghosts - a heap of stone outliers more than 5-6 meters high, which in foggy time partially hide in the clouds, which creates many ghostly illusions. here at a time like this - not for the faint of heart. Not far from Alushta, the Ayu-Dag mountain is located, similar in profile to the carcass of a giant bear. According to legend, a long time ago, bears really lived in the vicinity of Ayu-Dag, for which the locals christened the mountain with that name. Near the mountain are the picturesque villages of Gurzuf, Partenit and Utes, where tourists and guests of Crimea like to relax. The village of Utes is built up so densely that it begins to look like a view of the villages in the mountains of southern Italy, and in Gurzuf and Partenit you can walk with a panoramic view of the mountain ranges. Needless to say, the places here are very beautiful!

However, the pearl of these places is Yalta - the largest city on the Crimean coast (with the exception of Sevastopol), surrounded on all sides by thousand-meter peaks and resort villages, most of which are palaces and villas of noble and imperial families. Until the annexation of Crimea to Russia in 1783, Yalta was a small settlement of the Crimean Tatars, who, together with the Karaites and Krymchaks, constituted the indigenous population of Crimea. In the next 40 years, Count M.S. Vorontsov developed vineyards and agriculture in the valley, and also actively advertised the local land as a southern resort among the imperial court, especially in terms of the healing properties of the local climate. As a result, luxurious palaces and villas were erected here, industrial gardens and vineyards were laid, as well as magnificent parks that adorn Big Yalta today: Alupkinsky, Massandrovsky, Gurzufsky, Livadiysky and others. Palaces, parks and estates were located at a great distance from each other, and therefore the center of this area, Yalta for a long time was a small district village with a trading pier. Only in 1837 a gravel road connected Yalta with Alushta and Simferopol, and in 1848 a road was built through the Baydar Gate to Sevastopol. And so it happened that Yalta was literally surrounded by imperial and noble residences, thanks to which it received financial and political support and actively developed. In the 1880s, a wide embankment was built here along the seashore, which pleases tourists to this day.

Today Yalta attracts tourists from all over the world. Local beaches with large pebbles are refined and have clear azure water, and in large manicured parks you can spend more than one day walking under the shade of trees and tropical bushes. Most of the palaces have survived, which can be visited as part of tourist groups or on their own: Massandrovsky, Vorontsovsky, Livadiysky, Yusupovsky, Dyulber, Swallow's Nest ... Finally, the Nikitsky Botanical Garden, founded in Soviet times, is a real masterpiece of botany (and one of the oldest in Russia) : Walking in the cool canopy of trees on a hot summer day, contemplating color compositions and tropical plants is a real pleasure. And if you want real adventure, you can go hiking in the surrounding mountains, visit the Uchan-Su waterfall and climb to the top of Ai-Petri (1233m), from where a breathtaking panorama of the sea and Big Yalta opens.

DSC_1615.jpg
Крым_флаг.png

Крым

республика у самого синего моря

Симферополь

русский, украинский, крымско-татарский

Южный

UTC+3

православие

центр региона

язык(и)

федеральный округ

часовой пояс

основная религия

Крым - это полуостров на берегах Черного и Азовского морей. Крым - это многовековая история борьбы за выживание, богатство и славу. Крым - это республика смелых и прекрасных людей, готовых на подвиги ради своего Отечества. Крым - это дворцы и заброшки, деревни и небоскрёбы, горы и равнины, поля цветов и дикие пустыни, холод ночи и жар полудня. Крым - это место, куда хочется возвращаться снова и снова, ведь всякий раз здесь открываешь что-то новое.

Топ 10 интересных мест:

  • Крымский мост, Керчь

  • Генеральские пляжи, Керчь

  • Мыс Хамелеон, Коктебель

  • Тропа Голицына, Новый Свет

  • Долина привидений, Алушта

  • Ботанический сад, дворцы и набережная Ялты

  • Гора Ай-Петри, Ялта

  • Пещерный город Эски-Кермен, с. Красный Мак

  • Ханский дворец, Бахчисарай

  • Караимские кенасы, Евпатория

Карта достопримечательностей Крыма

Яндекс-карта

Google-карта

Russia.Travel.png

Подробную карту всех мест региона можно увидеть на сайте национального туристического портала России RUSSIA.TRAVEL

route-map.png

Путешествие по Крыму

Крым встретил нас холодным, пронизывающим ветром. Хотя на улице стоял конец мая, вокруг все ещё чувствовались отзвуки отступившей зимы. Весна пришла на полуостров поздно, и потому воздух ещё не успел наполниться теплом и ароматами цветущих трав. На вершине горы Митридат, самого высокого места в Керчи, цветы ещё только начинали покрывать своим ковром заброшенные руины, которые стояли (и будут стоять) здесь не одну сотню зим. Сам город, как и большинство других мест в Крыму, был основан греками, прибывшими сюда из Средиземноморья для оснований западных колоний. Все поселения на полуострове основывались как крепости; многие из них по сей день хранят память о своей многовековой истории, которая ныне покрыта тоннами песка и глины. Жизнь почти ушла с полуострова с развалом Древней Греции, набегами кочевников и других варварских племен; многие сотни лет полуостров был практически необитаем. Однако в некоторых местах жизнь не останавливалась ни на минуту - они не были заброшены с самого момента своего основания. Керчь - одно из таких мест.

В античные времена на месте Керчи стоял греческий город Пантикапей, остовы которого можно наблюдать сегодня на вершине горы Митридат. Город стоял по обе стороны пролива, соединяющего Черное море с Азовским, и контролировал торговые пути на север и восток, а потому активно развивался и процветал. Он был столицей Боспорского царства, которое простиралось от нынешнего Севастополя до Сочи на юге и Танаиса на севере, и стойко защищал территорию от набегов воинственных гуннов, хазаров и тюркских племен. Когда в начале 14 века в эти земли пожаловали генуэзцы, город со всеми окрестностями перешел во владение итальянцев, которые отстроили основную часть каменных крепостей на всём побережье полуострова. Однако в конце 15 века эти земли захватила Османская империя, которая долгое время обороняла их от набегов казаков и черкесов. В итоге, после русско-турецкой войны 1768-1774 годов город перешел к Российской Империи, после чего стал активно развиваться и расти. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Керчь испытала на себе все ужасы военного времени, а героизм местного населения был признан на уровне всей страны; одно из мест, где можно прикоснуться к великим подвигам керчан - Аджимушкайские каменоломни, в которых они долгое время держали смертельную оборону. Уже во времена современной России Керчь получила новый стимул для роста и развития - когда завершилась постройка Крымского моста, который соединил территорию Крыма с "континентом". Сегодня эту грандиозную постройку можно наблюдать, в том числе, с вершины горы Митридат - в этом месте лучше всего чувствуешь связь поколений сквозь тьму веков.

Окрестности Керчи - это степи и холмистые равнины, которые окружают берега двух морей - Черного и Азовского. Рельеф черного моря более пологий и плодородный, здесь в изобилии глиняные и солевые отложения, которые после дождей образуют широкие мелководные озёра. Одно из таких - Кояшское озеро - в тёплую погоду начинает наполняться розовыми рачками, благодаря чему получает насыщенный розовый цвет. Увидеть это чудо природы вживую - большая удача! На Азовском море рельеф иной - здесь гораздо больше холмов и каменных мысов, выступающих далеко в море и образующих широкие заливы и бухты. Эти места малоизвестны и не сильно популярны у туристов из-за отсутствия инфраструктуры, а потому привлекают романтиков и диких туристов своей тишиной и природными красотами. Казантипский заповедник и Караларский природный парк - два места, в которых обязательно стоит насладиться красотой степей и песчаных пляжей.

Продвигаясь на запад от Керчи вдоль Черного моря, следующим крупным городом будет Феодосия. Город был основан значительно позже Керчи, во времена Боспорского царства, и стал процветать только при генуэзцах. Они построили в нём массивную крепость, стены который ныне украшают центр города. Здесь широкая набережная, простирающиеся на километры песчаные пляжи и старинные усадьбы зажиточных дворян, приезжавших из Москвы и Санкт-Петербурга на юг в теплый период. В Феодосии родился и жил прославленный русский художник Иван Константинович Айвазовский, прославивший его и другие места Крыма в своих живописных полотнах. Самый крупный в мире музей с его картинами находится именно в Феодосии и является обязательным местом к посещению для тех, кто увлекается пейзажной живописью.

Красота Крыма - в горах. С востока на запад простираются крутые каменистые пики, сурово нависающие над жителями и путешественниками сотни тысяч лет. Крымские горы появились примерно в то же время, что и Кавказские, однако в отличие от последних остановили свой рост и застыли в изваяниях около 200 млн.лет назад. Сразу за Феодосией начинается один из горных хребтов, простирающийся на запад до Карадагского нагорья. В его окрестностях в советское время был создан заповедник, чтобы сохранить уникальную южную флору и фауну. Поднимаясь на вершину Кара-Дага, можно увидеть лазурную гладь и широкие заливы моря, которое в этих местах очень чистое и хорошо прогревается. Другие знаковые места в окрестностях - мыс Хамелеон, Коктебельский залив, Лисья бухта. Особенно живописным будет недолгий пеший маршрут из поселка Курортный в Лисью бухту, во время которого можно будет насладиться морским простором и окружающими со всех сторон горами.

Если вам захочется настоящей тишины и покоя, остаться наедине с природой или пойти в настоящий горный поход - то вам в Новый Свет. Это небольшой курортный поселок неподалеку от Судака, который окружен со всех сторон высокими горами и можжевеловыми рощами. Здешний воздух наполнен ароматом моря и свежестью хвои, в ночные часы тихий и прохладный даже летом. Прогуляйтесь по красивой набережной, поднимитесь на вершины Сокол и Коба-Кая, покорите пик Поднебесный и искупайтесь на Царском пляже с черным песком. И обязательно пройдите по старинной тропе Голицына, которая по легенде была основана князем Львом Голицыным в XIX веке. Он построил здесь виноградники и основал завод по производству шампанских вин, которые производятся по сей день. Можно смело утверждать, что Новый Свет - одно из самых живописаных мест на Крымском полуострове.

Дорога на Новый Свет неизбежно приведет в Судак - зажиточный город на берегу Черного моря, ныне ставший курортной зоной для тех, кто любит "пожарче". Местный климат особенно солнечный и жаркий благодаря расположению окрестных гор, а потому в Судаке почти весь год светит солнце, мало дождей и воздух прогревается в среднем на 4-5 градусов больше, чем даже в соседнем Новом Свете! В Судаке тоже похозяйничали генуэзцы - они построили здесь большую каменную крепость, которая сегодня принимает туристов со всего света. Удивительно, как древняя история оживает прямо на глазах в виде высоких стен, старинной мечети и башен над вратами, стерегущих выход из порта. Однако Судак знаменит не только своей крепостью, но и живописными мысами, один из которых стоит отметить особо. Полуостров Меганом с одноименным мысом возвышается над Капсельской долиной на 350 метров, подъем сюда от моря займет около 2-3 часов (только если у вас нет внедорожника), но это того стоит: широкий простор, от которого захватывает дух, звенящая в ушах тишина и только постоянный ветер, овевающий теплым воздухом уставшие мышцы. В эти места приходят не только заядлые туристы, но и искатели магической силы - по легенде, здесь находятся места духовной силы, а земля и воздух здесь благословлены природой и богами. Оттого в долине между мысом Меганом и Рыбачьим расположены многочисленные святилища (индуистские, шиваистские и другие), поклониться которым приезжают люди со всех концов страны. Некоторые из них проводят здесь дни и недели, отдыхая душой и телом в созерцании лазурного моря и высоких горных склонов, в тишине и покое посреди бурного мира.

Дорога из Судака в Алушту - сплошной серпантин из крутых поворотов, резких подъемов и спусков. На некоторых из них невозможно разъехаться и двум автомобилям, а в дождливую погоду её закрывают из-за возможных оползней и слишком скользкой поверхности. Тем не менее, по ней определенно стоит проехать. Высокие горы, поросшие широколиственными и хвойными лесами, глубокие овраги и парящие над ними орлы и соколы, винодельческие долины и уединенные поселения далеко в горах - настоящий рай для отшельников и желающих прикоснуться к природе Крыма вдали от толп туристов. Ею также пользуются спортсмены-велосипедисты, которые тренируются здесь в теплый период времени; несомненно, они имеют запредельную выносливость и бесстрашие, пролетая по серпантинам мимо автомобилей на скорости более 50 км/ч! Благословляет их и автомобилистов храм-маяк в селе Малореченское, который является частью мемориала всем погибшим на водах и каждый день зажигает путеводный свет для кораблей.

Далеко в горах Крыма бьют минеральные источники, которые спускаются по Заманскому хребту и объединяются в журчащий горный ручей, который каскадом водопадов спускается в Хапхальское ущелье. Эти водопады - самые полноводные в Крыму, не пересыхают даже в засушливый летний период. Местные жители назвали самый полноводный из них "Джур-Джур" - "журчащая вода". В тени лесов, окружающих каскад из водопадов, прохладно даже в самый жаркий день. Отсюда начинается маршрут на Заманский хребет - один из самых длинных и высокогорных в Крыму. Он тянется более чем на 15км от водопадов до Южной Демерджи (1240м), у подножия которой расположился город Алушта. На вершине горы Демерджи снимали фильм "Кавказская пленница", а у её подножия расположилась знаменитая Долина привидений - нагромождение каменных останцев высотой более 5-6 метров, которые в туманное время частично скрываются в облаках, из-за чего образуется множество призрачных иллюзий.​ Прогулка здесь в такое время - не для слабонервных. Неподалеку от Алушты расположилась гора Аю-Даг, похожая своим профилем на тушу гигантского медведя. По легенде, давным давно в окрестностях Аю-Дага действительно обитали медведи, за что местные окрестили гору таким названием. Рядом с горой расположились живописные поселки Гурзуф, Партенит и Утёс, в которых любят отдыхать туристы и гости Крыма. Поселок Утёс застроен настолько плотно, что начинает походить видом на поселки в горах южной Италии, а в Гурзуфе и Партените можно прогуляться с панорамным видом на горные хребты. Что и говорить, места здесь очень красивые!

Однако жемчужиной этих мест является Ялта - самый крупный город на крымском побережье (за исключением Севастополя), окруженных со всех сторон тысячеметровыми пиками и курортными поселками, в большинстве из которых находятся дворцы и виллы дворянских и императорских родов. Вплоть до присоединения Крыма к России в 1783 году, Ялта была небольшим поселением крымских татар, которые вместе с караимами и крымчаками составляли коренное население Крыма. В следующие 40 лет граф М.С. Воронцов развивал виноградники и сельское хозяйство в долине, а также активно рекламировал местные земли как южный курорт среди императорского двора, особенно в части целебных свойств местного климата. В результате здесь возводились роскошные дворцы и виллы, закладывались промышленные сады и виноградники, а также великолепные парки, которые и сегодня украшают Большую Ялту: Алупкинский, Массандровский, Гурзуфский, Ливадийский и другие. Дворцы, парки и угодья находились на большом удалении друг от друга, а потому центр этого района Ялта ещё долгое время была небольшим уездным поселком с торговой пристанью. Только в 1837 году гравийная дорога связала Ялту с Алуштой и Симферополем, а в 1848 году была построена дорога через Байдарские ворота на Севастополь. Так и случилось, что Ялта была буквально окружена императорскими и дворянскими резиденциями, благодаря чему получала финансовую и политическую поддержку и активно развивалась. В 1880-х годах здесь была построена широкая набережная вдоль берега моря, которая радует туристов и по сей день.

Сегодня Ялта привлекает туристов со всего света. Местные пляжи с крупной галькой облагорожены и имеют чистую лазурную воду, а в больших ухоженных парках можно провести не один день, прогуливаясь под сенью деревьев и тропических кустарников. Сохранилось большинство дворцов, которые можно посетить в составе туристических групп или самостоятельно: Массандровский, Воронцовский, Ливадийский, Юсуповский, Дюльбер, Ласточкино гнездо... Наконец, заложенный в советское время Никитский ботанический сад является настоящим шедевром ботаники (и одним из старейших в России): прогуливаться в прохладной сени деревьев в жаркий летний день, созерцая цветовые композиции и тропические растения - настоящее удовольствие. А если захочется настоящих приключений, то можно отправиться в поход по окрестным горам, посетить водопад Учан-Су и подняться на вершину Ай-Петри (1233м),  откуда открывается захватывающая панорама моря и Большой Ялты.