Krasnodar region: unforgettable rest for body and soul

Краснодарский край.png

Main facts:

  • Administrative center: Krasnodar

  • Federal District: South Russia

  • Language(s): Russian

  • Population: 5,603,000

  • Timezone: UTC+3

  • Main religion: Orthodoxy

Top 10 attractions:

Sights map of Krasnodar region

Travel around Krasnodar region

A trip to the Krasnodar region will "turn around" your vision of a sea ​​rest. If you have only been to Sochi or the beaches along the coastal strip and have not seen anything beyond them, then you have not been to the Krasnodar region. If you went on a business trip to one of the cities of the region, but did not swim in the cozy blue bays and did not climb the slopes of alpine meadows - then you were not in the Krasnodar region. If, finally, you were planning to learn about the ancient history of the Caucasian peoples or about how the White Guard fiercely fought for their last frontiers, but read about it only in textbooks - then you should go to Krasnodar region. This territory is a rich and prosperous land, which since the formation of the Soviet Union has become the center of resort activity and to this day fascinates with its beauty and sights.

 

It is amazing how little people sometimes know about what surrounds their resting place. Arriving in Sochi, Anapa, Gelendzhik or at the Tuapse, people prefer to relax on the beach or stroll through the main streets of the city, spending the same rhythm in a week! However, I suppose if they knew a little more about those incredibly beautiful places that are very close to them, their rest would certainly become much richer and more interesting. And no excuses are suitable here. Have kids? Welcome to the entertainment complexes and safari parks. Want to be alone with nature? Here is a huge variety of rocky cliffs, pine forests and cozy blue lagoons with crystal clear water. Are you dreaming about conquering mountain peaks? The entire Black Sea coast is literally made to do this. Next, I will tell you a little about what amazing places are located in the Krasnodar region, the existence of which many of you do not even suspect. And if someone decides to visit them, then I will know that my work was not in vain. To help realise this and for inspiration - photos of places.

But first of all, a little history. The man settled on the region territory millions of years ago, as evidenced by archaeological finds on ancient sites. A vivid example of such sites is the Akhshtyrskaya Cave near Sochi, where today guided tours are telling about the ancient past of mankind. Up to 4-3 millennia BC, these territories were inhabited by the most disparate tribes who migrated from south to north and from east to west, periodically replacing each other. In the 3-2 millennium BC, this territory was inhabited by representatives of the North Caucasus and dolmen cultures, which later became the basis for the emergence of the Circassian people. They built the dolmens as funerary structures and means of communication with the afterlife; most of them are located in remote mountainous areas of the Black Sea coast, and therefore have survived to this day. Their structure and appearance are very similar: they are stone slabs, superimposed on each other in the likeness of a house, with a small round opening in front, through which offerings and burials were made. The easiest way to get acquainted with dolmens closer is in Gelendzhik district, near the settlement of Pshada, and near Lazarevskoye (Volkonsky dolmen). But in general, on the mountain slopes off the Black Sea coast there are thousands of dolmens, a detailed map of which can even be found on the Internet.

Краснодарский край_герб.png

At the beginning of the first millennium, Greek merchants arrived on the territory of the region and founded a large number of colonies along the coastline. However, the invasion of the Huns and the subsequent formation of the state of Great Bolgaria prevented the prosperity of these places, and most of the colonies were wiped out. In the 8th century AD these lands were owned by the Khazar Kaganate, which in the 10th century was ousted by Kievan Rus. Since then, these lands have become part of the Tmutarakan principality as part of Kievan Rus, which was controlled by Byzantium in the 13th century. After the Tatar-Mongol invasion and the two-century rule of the Golden Horde, the territory of the Krasnodar region was divided between the Crimean Khanate, Cherkessia and the Ottoman Empire, which controlled it until the arrival of Russian troops. The centuries-old war with the Turks brought victory to the Russians, and as a result, the entire territory of the Kuban and the neighboring Don region was annexed to Russia. So led the Russian history of the region.

Having captured the Crimean Khanate, Russia began to strengthen strongly on the Black Sea. The fortresses of Anapa, Novorossiysk were built, trading settlements were established in Gelendzhik and Kabardinka. To protect the territory and its population the Russian Cossacks were moved here from Ukranian Zaporozhye and the Don, so the Kuban Cossacks folk was formed. The prosperity of the region contributed to its warm temperate climate, which allowed to collect a rich harvest of grain, vegetables and fruits. In the north of the region there were huge arable lands that fed the whole of Russia, and in the south and in the tropics there were numerous orchards and vineyards. By the way, it was in the Krasnodar region that they began to make the first wine in Russia - in the village of Abrau-Durso near Novorossiysk, where the wine-making craft has survived to this day. Also the region began to grow tea. Successful development continued until the collapse of the Russian Empire, when the Kuban People's Republic was formed on its territory. It became an ally of the "White Guard" after the Bolshevik redistribution of territories. The Cossacks set an example for the republic's neighbors in the Don Army, who also tried to establish their independence. However, the crushing battles with the Bolsheviks during the Kuban-Novorossiysk operation put an end to the independent Kuban, and in 1920 the territory of the region became part of the USSR. In memory of the soldiers of the "White Guard" on the embankment of Novorossiysk, several monuments were constructed.

Subsequently, the region survived during the invasion of the German invaders, in the hostilities with which Novorossiysk particularly distinguished itself. In the place Malaya Zemlya for more than 200 days, the heroic defense of the city continued, for which it received the title of "Hero City". Restoration of cities and settlements on the Black Sea coast and in the center of the region took place in the 1950s, during which the region became the center of an Soviet Union resorts. On the Black Sea coast hundreds of sanatoriums and hotel houses have opened, many of which still exist today. Even Joseph Stalin had several dachas on the coast, one of which is located near Sochi. In 1991, Cossack uprisings and attempts to create an independent Cossack republic intensified in the region, but they did not succeed, and since then Krasnodar region (after secession of the Adygea Republic) became a full-fledged region of Russia.

In 2014, the Winter Olympics took place in Sochi, which completely transformed the city. In the eyes of the people, he grew up in a high-rise metropolis, with wide avenues and first-class promenades, well-kept parks and many restored objects. The ski resort on Krasnaya Polyana was recreated ("Roza Khutor"), which today is not inferior to the best ski resorts in Europe. On the coast near Adler, in the Imereti Bay, a huge sports cluster was rebuilt with stadiums, swimming pools (Olympic Park) and the largest entertainment park in Russia - "Sochi Park". Of course, all this largely affects the prosperity of local residents and the entire region, which seemed to have a new "birth" and today attracts crowds of tourists all year round. But, of course, Sochi is not the whole Krasnodar region. On the territory of the latter there is a huge variety of beautiful places, which will be discussing further.

We will move from north to south. Most of the plain territory of the region is endless arable land and orchards, with small villages and farms. People here earn in agriculture, and the sights are limited to field lands and the Kuban river, which flows peacefully from the spurs of the Caucasus mountains over the edge and flows into the Azov sea. The capital of the region - the city of Krasnodar - the closest contender for the new millionaire city. It is a dynamically developing city in which there is everything necessary for a comfortable and prosperous life. The historical monuments of Catherine II and Alexander I, art galleries and the museum of local lore, the recently rebuilt Krasnodar Arena stadium and well-kept parks are all you need for a relaxing holiday.

Краснодар.png

Moving to the south-west, we get to the Crimean Bridge - a miracle of modern architecture and one of the grandest modern buildings. There you can cross the Kerch Strait and get to the Crimea, but before that you should definitely visit the ancient Cossack village of Taman, on the outskirts of which the open-air museum “Ataman” is located. This is a fully recreated life of the Cossack life, where entertainment and educational events are held all year round. Not far from it is the picturesque valley of Indian lotuses (Akhtanizovskaya vil.) and the Tizdar mud volcano, whose healing mud is known throughout the Taman Peninsula and beyond. A huge Bugazskaya sandy spit, which stretches for tens of kilometers along the Black Sea by a narrow isthmus, is also located nearby. It has everything for every type of holiday: deserted clean sandy beaches, water activities and windsurfing, beautiful nature and incredible landscapes.

Want to see the best sights of the Krasnodar region? Book our author tour!

The most western city on the Black Sea coast of the Krasnodar region is Anapa. The city itself is a large cluster of one-story buildings, interspersed with high-rise hotels and health resorts. Here is a very shallow and warm sea, suitable for families with children, a cozy embankment and a picturesque lighthouse on the rocky shore. In Anapa, you should definitely visit the archaeological museum of the ancient Greek colony "Gorgippia", as well as learn about the history of the "Russian Gates". And not far from Anapa there is a cypress grove, where tree trunks are flooded with lake Sukko.

An hour on the road - and you are in the city of military glory, the base of the Black Sea Fleet of Russia, the city of Novorossiysk. Its picturesque embankment several kilometers long is decorated with many monuments to military exploits and beautiful sculptures. A military cruiser "Mikhail Kutuzov" moored to it near the seaport, which participated in the battles and today is a museum. The museum of "Malaya Zemlya" will tell about the military feat in the Russian Great Patriotic War, and the sunset on the sand spit near the Salt Lake will give the warmest memories. By the way, not far from Novorossiysk is the settlement of Abrau-Durso, where they produce famous wine and champagne, so there is an opportunity to visit the plantations and taste it personally.

Moving south, the mountains begin to grow higher, and the coastal strip is becoming more picturesque. A unique architectural “Stariy Park” was created in the resort village of Kabardinka, which will surprise with its unusual sculptures and structures. In the same place, they recreated the “City of Kuban Craftsmen”, where anyone who wishes will learn more about the Kuban folk crafts and will be taught to make them with own hands.

Краснодарский край: отдых для тела и души

Краснодарский край.png

Основные факты:

  • Административный центр: Краснодар

  • Федеральный округ: Южный

  • Язык(и): русский

  • Население: 5,603,000

  • Часовой пояс: UTC+3

  • Основная религия: православие

Топ 10 интересных мест:

Карта достопримечательностей Краснодарского края

Путешествие по Краснодарскому краю

Поездка по Краснодарскому краю перевернёт ваше представление об отдыхе "на море". Если вы бывали только в Сочи или пляжах вдоль прибрежной полосы и не видели ничего за их пределами - то вы не были в Краснодарском крае. Если вы ездили в командировку в один из городов края, но не плавали в уютных голубых бухтах и не взбирались на склоны альпийских лугов - то вы не были в Краснодарском крае. Если, наконец, вы планировали узнать о древней истории кавказских народов или о том, как Белая гвардия яростно сражалась за свои последние рубежи, но читали об этом только в учебниках - то вам пора посетить Краснодарский край. Эта территория - богатый и зажиточный край, который с образования Советского Союза стал центром курортной деятельности и по сей день завораживает красотами и достопримечательностями.

 

Поразительно, как мало порой люди знают о том, что окружает их место отдыха. Приезжая в Сочи, Анапу, Геленджик или на худой конец в Туапсе (чисто в сравнении), люди предпочитают отдохнуть на пляже или прогуляться по центральным улицам города, проводя в таком ритме недели! Однако, я полагаю, если бы они знали немного больше о тех невероятно красивых местах, которые находятся совсем рядом с ними, их отдых непременно стал бы гораздо приятнее и интереснее. И никакие отговорки здесь не годятся. Есть дети? Добро пожаловать в развлекательные комплексы и сафари-парки. Хочется остаться наедине с природой? Перед вами огромное разнообразие скалистых утёсов, сосновых боров и уютных голубых лагун с кристально чистой водой. Мечтаете о покорении горных вершин? Всё побережье Черного моря буквально создано для осуществления этого. Далее я расскажу немного о том, какие восхитительные и удивительные места находятся в Краснодарском крае, о существовании которых многие даже не подозревают. И если кто-нибудь таки решится посетить их - тогда я буду знать, что мой труд был не напрасным. А в помощь этому и для вдохновения - фотографии мест.

Но сначала немного истории. Человек поселился на территории края ещё миллионы лет назад, о чем свидетельствуют археологические находки на древних стоянках. Ярким примером подобных стоянок является Ахштырская пещера недалеко от Сочи, где сегодня проводятся экскурсии и рассказывают о древнем прошлом человечества. Вплоть до 4-3 тысячелетия до нашей эры, эти территории были заселены самыми разношерстными племенами, которые мигрировали с юга на север и с востока на запад, периодически сменяя друг друга. В 3-2 тысячелетии до нашей эры эту территорию заселили представители северокавказской и дольменной культур, которые впоследствии стали основой для появления народа адыгов. Дольмены были выстроены ими как погребальные сооружения и средства общения с загробным миром; большинство из них находятся в труднодоступных горных районах Черноморского побережья, а потому сохранились и по сей день. Их структура и внешний вид очень схожи: это каменные плиты, наложенные друг на друга в подобие дома, с круглым небольшим отверстием спереди, через которое совершались подношения и погребения. Познакомиться с дольменами ближе проще всего можно в Геленджикском районе, около поселения Пшада, и около Лазаревского (Волконский дольмен). А в целом, на горных склонах у побережья Черного моря находятся тысячи дольменов, карту расположения которых можно даже отыскать в интернете.

Краснодарский край_герб.png

В начале первого тысячелетия на территорию края прибыли греческие купцы, которые основали большое количество колоний вдоль береговой линии. Однако нашествие гуннов и государство Великая Болгария предотвратили процветание этих мест, а большинство колоний были стёрты с лица земли. В 8 веке нашей эры этими землями владел Хазарский каганат, который в 10 веке был вытеснен Киевской Русью. С той поры эти земли стали частью Тмутараканского княжества в составе Киевской Руси, которое в 13 веке контролировалось Византией. После нашествия татаро-монгол и двухвекового владычества Золотой Орды территория Краснодарского края была разделена между Крымским ханством, Черкессией и Османской империей, которые контролировали её вплоть до прихода русских войск. Многовековая война с турками принесла русским победу, и в результате вся территория Кубани и соседнего Донского края была присоединена к России. Так повелась русская история региона.

Захватив Крымское ханство, Россия стала сильно укрепляться на Черном море. Были выстроены крепости Анапа, Новороссийск, основаны торговые поселения в Геленджике и Кабардинке. Для защиты территории и населения её русскими сюда были переселены казаки с Запорожья и Дона, так образовалось Кубанское казачество. Процветанию региона способствовал его теплый умеренный климат, который позволял собирать богатый урожай зерновых, овощей и фруктов. На севере региона находились огромные пашни, кормившие всю Россию, а на юге и в тропиках разместились многочисленные фруктовые сады и виноградники. Кстати, именно в Краснодарском крае начали делать первое в России вино - в местечке Абрау-Дюрсо под Новороссийском, где по сей день сохранилось винодельческое ремесло. Также в регионе начали выращивать чай. Благополучное развитие продолжалось вплоть до развала Российской Империи, когда на её территории была образована Кубанская народная республика. Она стала союзником "Белой гвардии" после большевистского передела территорий и начала расказачивания. Казаки взяли в пример для республики соседей в Войске Донском, которые также попытались утвердить свою независимость. Однако разгромные сражения с большевиками в ходе Кубано-Новороссийской операции положили конец независимой Кубани, и в 1920 году территория края вошла в состав СССР. В память о солдатах "Белой гвардии" на набережной Новороссийска возведено несколько памятников.

Впоследствии регион пережил нашествие немецких захватчиков, в военных действиях с которыми особо отличился Новороссийск. На архипелаге Малая Земля больше 200 дней продолжалась героическая оборона города, за которую он получил звание "города-героя". Восстановление городов и поселений на Черноморском побережье и в центре региона происходило в 1950-е годы, во время которых край стал центром всесоюзного курортного отдыха. На побережье Черного моря открылись сотни санаториев и пансионатов, многие из которых существуют и по сей день. Даже Иосиф Сталин имел на побережье несколько дач, одна из которых расположена недалеко от Сочи. В 1991 году в крае усилились восстания казаков и попытки создать независимую казачью республику, но они не увенчались успехом, и с той поры Краснодарский край (после отделения Республики Адыгея) стал полноправным регионом России.

В 2014 году в Сочи прошла всемирная Зимняя Олимпиада, которая полностью преобразила город. На глазах людей он вырос в многоэтажный мегаполис, с широкими проспектами и первоклассными променадами, ухоженными парками и множеством отреставрированных объектов. Был воссоздан горнолыжный курорт на Красной Поляне ("Роза Хутор"), который сегодня не уступает лучшим горнолыжным курортам Европы. На побережье около Адлера, в Имеретинской бухте был отстроен огромный спортивный кластер со стадионами, плавательными бассейнами (Олимпийский парк) и самым крупным парком развлечений в России - "Сочи Парк". Разумеется, всё это не могло не сказаться на процветании местных жителей и всего региона, который как будто пережил новое рождение и сегодня привлекает толпы туристов круглый год. Но, безусловно, Сочи - это не весь Краснодарский край. На территории последнего расположилось огромное множество красивых мест, о которых речь далее.

Будем двигаться с севера на юг. Большая часть равнинной территории региона - это бескрайние пашни и фруктовые сады, с небольшими деревнями и хуторами. Люди здесь зарабатывают в сельском хозяйстве, а достопримечательности ограничиваются полевыми угодьями да рекой Кубань, мирно текущей с отрогов Кавказских гор через край и впадающей в Азовское море. Столица региона - город Краснодар - ближайший претендент на новый город-миллионер. Это динамично развивающийся город, в котором есть всё для комфортной и благополучной жизни. Исторические памятники Екатерине II и Александру I, художественные галереи и краеведческий музей, недавно отстроенный стадион "Краснодар-Арена" и ухоженные парки - всё, что нужно для спокойного отдыха.

Краснодар.png

Продвигаясь на юго-запад, мы попадём на Крымский мост - чудо современной архитектуры и одна из грандиознейших современных построек. По нему можно пересечь Керченский пролив и попасть в Крым, однако перед этим стоит обязательно заехать в древнюю казачью станицу Тамань, на окраине которой расположился народный музей под открытым небом - "Атамань". Это полностью воссозданный быт казачьей жизни, где круглый год проводятся развлекательные и познавательные мероприятия. Неподалеку от него находится живописная долина индийских лотосов (ст. Ахтанизовская) и грязевой вулкан Тиздар, чья лечебная грязь известна на всём Таманском полуострове и за его пределами. А ещё неподалеку расположилась огромная Бугазская песчаная коса, которая узким перешейком тянется на десятки километров вдоль Черного моря. Здесь есть всё для любого типа отдыха: безлюдные чистые песчаные пляжи, водные развлечения и занятия винд-серфингом, прекрасная природа и невероятные пейзажи.

Хотите увидеть лучшие места Краснодарского края? Закажите авторский тур!

Самый западный город на Черноморском побережье Краснодарского края - Анапа. Сам город - это большое скопление одноэтажной застройки, перемежающейся с высотными отелями и лечебными санаториями. Здесь очень мелкое и теплое море, подходящее для отдыха с детьми, уютная набережная и живописный маяк на скалистом берегу. В Анапе обязательно стоит посетить археологический музей раскопок древней греческой колонии "Горгиппия", а также узнать об истории "Русских ворот". А неподалеку от Анапы расположилась кипарисовая роща, где стволы деревьев затоплены озером Сукко.

Час в пути - и вы в городе воинской славы, базе Черноморского флота России городе Новороссийске. Его живописная набережная длиной в несколько километров украшена множеством памятников военным подвигам и красивыми скульптурами. К ней около морского вокзала пришвартован военный крейсер "Михаил Кутузов", участвовавший в сражениях и сегодня являющийся музеем. Музей на архипелаге "Малая Земля" расскажет о военном подвиге в Великой Отечественной войне, а закат на песчаной косе у Солёного озера подарит самые теплые воспоминания. Кстати, неподалеку от Новороссийска находится поселение Абрау-Дюрсо, где производят знаменитое вино и шампанское, поэтому есть возможность побывать на виноградных плантациях и продегустировать его лично.

Двигаясь на юг, горы начинают расти всё выше, а прибрежная полоса становится всё более живописной. В курортном поселке Кабардинка был создан уникальный архитектурный "Старый парк", который удивит своими необычными скульптурами и сооружениями. Там же воссоздали "Город кубанских мастеров", где любому желающему расскажут о кубанских народных ремеслах и научат делать их своими руками.