Kursk region: modern history of military glory

Курская область.png

Main facts:

  • Administrative center: Kursk

  • Federal District: Central

  • Language(s): Russian

  • Population: 1,115,000

  • Timezone: UTC+3

  • Main religion: Orthodoxy

Top 10 attractions:

Sights map of Kursk region

Travel around Kursk region

Admit it honestly, how many of you really wanted to visit the Kursk region? And what do you know about the Kursk region, in addition to the famous tank operation during the Russian Great Patriotic War 1941-1945? Even if you know something about this place, do not rush to conclusions - I want to introduce you to a new side of this land. Historically, the Kursk region is not particularly remarkable. Yes, ancient peoples lived on its territory in the times before our era. Yes, they were ousted by the Slavs, who were then seized by the Chernihiv principality, which was later destroyed by the Tatar-Mongols, who were then ousted by the squads of the Grand Duchy of Lithuania, who brought Catholicism to these lands ... and the local Orthodox folk did not like it and switched to Moscow principality, causing a military conflict between countries. In general, the territory of the Kursk region up to the southern conquests of Peter the Great was the border of Russia with neighboring Lithuania, and therefore conflicts often occurred here, and the population did not particularly flourish. It did not flourish so much that in the 17th century it became the main support of False Dmitry I, as well as a stronghold of peasant uprisings of 1606 and 1648.

Even when Ukraine territory was annexed to Moscow principality, and the borders of the latter were spread far to the west, south and north, the Kursk region did not flourish - there were exorbitant taxes, frequent mass hunger and a huge number of runaway peasants. Only by the middle of the 19th century, the situation began to improve gradually, manufactories appeared on these lands and agriculture began to develop. In fact, the entire territory of the Kursk province has always been included in the neighboring areas - Oryol, Voronezh, Belgorod, etc. Only in the 1930s, the Kursk region emerged from the Central-Chernozem region and became a separate administrative unit, as well as the neighboring Voronezh region. And then there was the Russian Great Patriotic War 1941-1945, which glorified this region during the famous tank battle at the "Kursk Arc". Another name for this battle is “Fiery Arc”, and it took place simultaneously in the territories of the Kursk and Belgorod regions. That is why both in Kursk and in Belgorod there are museum memorials to this victory of the Soviet troops. But unlike Belgorod, Kursk made this victory a cult for its region, and as a result, the region is known today in Russia and abroad largely due to it. Interesting fact: Wikipedia claims that the Kursk region was still awarded the Order of Lenin in 1957 (10 years earlier than for courage in the Second World War) "for the success achieved in increasing the production and delivery of sugar beet to the state". Unfortunately, few people remember this achievement today. But the victory in the "Kursk Arc" everyone remembers.

Kursk region is not an area where there are a large number of attractions, significant historical monuments or magnificent natural landscapes. Instead, here everyone can feel the spirit of pride for the courage of the ancestors who fought for the freedom of the motherland. Throughout the region, you can count a large number of small and large museums dedicated to the Russian Great Patriotic War of 1941-1945, as well as several memorials and commemorative steles. Most of the historical sites of military heritage are located in the capital of the region - the city of Kursk.

Want to see the best sights of the Kursk region? Book our author tour!

Kursk literally "turned" on World War II. And this is not an exaggeration: in many respects, the image of the city is built on the courage of its defenders and the victory of Soviet soldiers on the Kursk Arc (which, we don’t forget, has to do with the neighboring Belgorod region, but there it is not so noticeable). Posters about the "Great Victory", St. George ribbons and symbols of the "Order of Lenin" are hung all over the city. On the huge elongated Victory Avenue (!) there is a huge exposition of military equipment under the open sky: German and Russian tanks, famous "Katyushas" and self-propelled guns - it is all here, and also a huge Triumphal Arch, a monument to Marshal Zhukov and the Church of St. George, where you can pay tribute to the dead soldiers.

Курск.png

In Kursk, everywhere you can find symbols of victory in the Russian Great Patriotic War, many busts of commanders and local soldiers, awarded with the titles of "heroes", as well as flags, emblems and festive ribbons. It seems that the "May 9" holiday in this city does not end and lasts the whole year ... but don't think like that, this is far from it: the locals do their usual daily activities, and all these symbols are hung with canvases advertising of grocery, men's clothing shops or hairdressing. To be honest, this is even a bit offensive: if the city really builds so much on the memory of the Great Victory, so why not make it part of a big tourist brand strategy, clear the signs and symbols from marketing debris and highlight them so that they are visible to everyone, like it made in Tula. Maybe more inspiration will appear in the future, and tourists will come to the city not only for business trips?

But you shouldn’t discount Kursk and the region around - there are many beautiful and worthy places to visit here. First of all, Kursk itself is a large, extended city, in which in addition to the many “places about the Kursk Arc” there are several beautiful Orthodox monasteries, the Catholic church (in memory of Polish émigrés), several buildings from the 18th and 19th centuries (Nelyubin’s manor, building branches of the central bank of the Russian Federation (they have a taste) and "Sviridov" Concert Hall), as well as beautiful Red Square (perhaps because it is beautiful, and perhaps because it is similar in size to Moscow one). On this Red Square, everything is like in the old Soviet times: the chic buildings of the main state departments with antique columns, the House of Soviets with a monument to Lenin in front of him, a wide pavement for military parades and a huge cathedral, completing the magnificent picture. Perhaps this is really the most beautiful place in Kursk! But if you want a little variety in your life, go by public transport to the airport and try to inspect your personal things before the flight. You will find out that Moscow and European airports are really "nothing" in terms of security and compliance with local "strict regime".

But Kursk is not the only interesting place in the region. Not far from it, in the village of Svoboda ("Freedom"!) there is a very beautiful Korennaya Rozhdestvo-Bogorodickaya monastery, which is located on the banks of a small river Tuskar. The places around the monastery, like himself, are incredibly picturesque, and the “command center of the central front” museum is nearby, dedicated to guess what. And, of course, do not forget about Kursk Magnetic Anomaly - one of the world's largest pools of iron ore deposits, which can be looked at mining in the city of Zheleznogorsk. But in general, the Kursk region today is an idyllic peaceful landscape, in which nothing resembles past military exploits. And if in the capital governments will pay more attention to the main element of the identity of the city, I have no doubt that Kursk will become very popular among tourists from Russia and abroad! Well, do you want to see Kursk with your own eyes now? :)

For more information about the country and the posted content, please contact me in person through contacts form. Thank you!

Want to go on an unforgettable private tour
in the Kursk region?

Write to us and we will tell you about all the details of the trip:

Курская область: современная история военной славы

Курская область.png

Основные факты:

  • Административный центр: Курск

  • Федеральный округ: Центральный

  • Язык(и): русский

  • Население: 1,115,000

  • Часовой пояс: UTC+3

  • Основная религия: православие

Топ 10 интересных мест:

Карта достопримечательностей Курской области

Путешествие по Курской области

Признайтесь честно, кто давно хотел оказаться в Курской области? А что вы знаете о Курской области, кроме знаменитой танковой операции во время Великой Отечественной войны? Даже если вы что-то знаете об этом месте, не спешите с выводами - я хочу познакомить вас с новой стороной этой земли. Исторически Курская область ничем особо не примечательна. Да, на её территории проживали древние народы во времена ещё до нашей эры. Да, они были вытеснены славянами, которых потом захватило Черниговское княжество, которое потом разрушили татаро-монголы, которых потом вытеснили дружины Великого княжества Литовского, которые принесли в эти земли католичество...а это не понравилось местным, и они перешли на сторону соседнего православного Московского княжества, вызвав военный конфликт между странами. Вообще, территория Курской области вплоть до южных завоеваний Петра I была границей России с соседней Литвой, а потому здесь часто случались конфликты, а население не особо процветало. Оно настолько не процветало, что в 17 веке стало главной опорой и поддержкой князя Лжедмитрия I, а также оплотом крестьянских восстаний 1606 и 1648 года.

Даже когда Украина была присоединена к России, а границы последней были раздвинуты далеко на запад, юг и север, Курская область не стала процветать - здесь были непомерные налоги, частый массовый голод и огромное число беглых крестьян. Только к середине 19 века ситуация стала понемногу улучшаться, на этих землях появились мануфактуры и начало развиваться сельское хозяйство. Фактически, вся территория Курской губернии всегда входила в соседние области - Орловскую, Воронежскую, Белгородскую и т.д. Только в 1930х годах Курская область выделилась из Центральночернозёмской и стала отдельной административной единицей, как и соседняя Воронежская область. А потом была Великая Отечественная война, прославившая этот край во время знаменитого танкового сражения на "Курской дуге". Иное название этого сражения - "Огненная дуга", и проходило оно одновременно на территориях Курской и Белгородской областей. Именно поэтому и в Курске, и в Белгороде находятся музей-мемориалы памяти этой победе советских войск. Только в отличие от Белгорода, Курск сделал эту победу культовой для своего региона, и в результате регион сегодня известен в России и за рубежом во многом за счёт неё. Интересный факт: Википедия утверждает, что Курская область ещё награждена Орденом Ленина в 1957 году (на 10 лет раньше, чем за мужество в ВОВ) "за успехи, достигнутые в увеличении производства и сдачи государству сахарной свёклы". К сожалению, сегодня мало кто помнит это достижение. А вот победу на "Курской дуге" помнят все.

Курская область не является областью, где есть большое число достопримечательностей, значимых исторических памятников или великолепных природных ландшафтов. Вместо этого, здесь каждый сможет прочувствовать дух гордости за мужество предков, воевавших за свободу отчизны. По всей области можно насчитать большое количество малых и крупных музеев, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также несколько мемориалов и памятных стел. Больше всего исторических объектов военного наследия расположено в столице региона - городе Курске.

Хотите увидеть лучшие места Курской области? Закажите авторский тур!

Курск буквально "повёрнут" на Великой Отечественной войне. И это не преувеличение: во многом имидж города строится именно на мужестве его защитников и победе советских солдат на Курской дуге (которая, не забываем, имеет отношение и к соседней Белгородской области, но там это не так заметно). По всему городу развешаны плакаты о "Великой Победе", георгиевские ленты и символы "Ордена Ленина". На огромном вытянутом проспекте Победы (!) представлена огромная экспозиция военной техники под открытым небом: немецкие и российские танки, "Катюши" и самоходки - чего тут только нет! А ещё огромная Триумфальная арка, монумент маршалу Жукову и Георгиевская церковь, где можно отдать дань уважения погибшим воинам.

Курск.png

В Курске повсюду можно встретить символы победы в Великой Отечественной войне, множества бюстов полководцев и местных солдат, награжденных званиями "героев", а также флаги, гербы и праздничные ленты. Кажется, что праздник 9 мая в этом городе не заканчивается и длится весь год... но вы не думайте, это далеко не так: местные жители занимаются обычными повседневными делами, а все эти символы завешаны полотнами с рекламой "Пятёрочки", мужской одежды или парикмахерских. Если честно, это даже немного обидно: если в городе и правда так много строится на памяти о великой Победе, так почему бы не сделать это частью большой туристической стратегии, очистить знаки и символы от маркетингового мусора и выделить так, чтобы они были заметны каждому, как это уже сделано в Туле. Может, и вдохновения больше появится для работы, и приезжающих в город не только в командировки станет больше?

Не стоит сбрасывать Курск и область вокруг со счетов - здесь есть много красивых и достойных посещения мест. В первую очередь, сам Курск - это большой протяженный город, в котором помимо множества "мест про Курскую дугу" есть ещё несколько красивых православных монастырей, католическая кирха (в память о польских эмигрантах), несколько зданий 18-19 веков (усадьба Нелюбина, здание филиала центрального банка РФ и Свиридовский концертный зал), а также прекрасная Красная площадь (возможно, потому что красивая, а возможно, потому что похожа размерами на московскую). На этой Красной площади всё как в старые советские времена: шикарные здания главных гос. ведомств с античными колоннами, Дом Советов с памятником Ленину перед ним, широкая мостовая для военных парадов и огромный кафедральный собор, довершающий величественную картину. Пожалуй, это самое красивое место в Курске! Но если хотите немного разнообразия в своей жизни, поезжайте на общественном транспорте в аэропорт и пройдите там досмотр вещей перед полетом. Узнаете, что московские и европейские аэропорты - ничто в плане безопасности и соблюдения "строгого режима".

Но Курск - это не единственное интересное место в регионе. Неподалеку от него, в поселке Свобода (!) находится очень красивый монастырь - Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, который расположился на берегу небольшой реки Тускарь. Места вокруг монастыря, как и он сам, невероятно живописны, а ещё неподалеку находится музей "командный пункт центрального фронта", посвященный догадайтесь чему. И, конечно, не стоит забывать о Курской Магнитной Аномалии - одному из крупнейших в мире бассейнов залежей железной руды, посмотреть на добычу которой можно в городе Железногорске. А в целом Курская область сегодня представляет собой идиллический мирный пейзаж, в котором ничто не напоминает о недалеких военных подвигах. И если в столице обратят внимание на главный элемент идентичности города, я не сомневаюсь, что Курск станет очень популярным среди туристов из России и заграницы! Ну как, теперь захотелось увидеть Курск своими глазами? :)

За более подробной информацией по поводу страны и размещенного контента просьба обращаться лично через контакты. Спасибо!

Хотите увидеть самые красивые и интересные места

Курской области? 

Напишите нам свои пожелания, и мы организуем для вас наилучший маршрут!