Russian

UTC+3

Orthodoxy

region center

language(s)

federal district

timezone

main religion

Lipetsk region is an ancient wonderful land where there are no tourists. Here are one of the oldest mineral resorts and one of the smallest nature reserves in the world - Galichia Gora, the domes of the Orthodox cathedrals in Zadonsk and Yelts, where local craftsmen weave wonderful Yelets lace and enjoy the cozy scenery of Central Russia. If you haven’t been here, go to this beauty soon! This region is a real Russian fairy tale.

Top 10 interesting places to visit:

 

Sights map of the Lipetsk region

Yandex Map

Google Map

Detailed map of all places in the region can be seen on the website of the national tourism portal of Russia:

Russia.Travel.png

Travel around the Lipetsk region

Some regions are attractive for their thousand-year history, which tourists from all over the world come to know. Some are famous for their incredible natural beauties, to see which means to enjoy the splendor of our planet. In some settlements, local residents produce unique household items or art, the secret of which is keep in safe. There are places where entertainment and idleness rule the ball. Each of these places wants to attract as many tourists as possible (after all, this is their income), and therefore takes care of advertising and events, which notify everyone about the opportunity to spend leisure time here. The logic is simple: who will come to us if we don’t tell about them? Another thing is true: people who choose a place for their next trip or journey, much more often pay attention to those places that they have already learned or heard about somewhere, often ignoring something little-known. With this logic, tourism becomes cyclical: stable flows of tourists are sent to "untwisted and publicized" places, where local residents, guides and companies receive a steady income, and most people become tourists through visits to long-known places. But if you imagine tourism in this form, the picture will be clearly incomplete...

It is amazing how new sights appear on the map of the tourist landscape of Russia with enviable frequency. Vibrant and interesting places that no one had heard of before. They arise from nowhere, as if before this place did not exist at all. In a certain sense, it is, because few people knew about this place. But this does not negate the fact that it has been here a long time ago, and even more so does not make it less beautiful. I suggest you to take on a trip in the region, where you can find a lot of such places - unknown, a little wild, but incredibly beautiful. In a region where everything is simple: roads, houses, leisure and life. In the cities that live from paycheck to paycheck, that don’t know about tourists but have a lot of beauty and folk crafts. In places where there are almost no people, but which amaze the imagination and fill the spiritual energy of everyone who came here. Ladies and gentlemen, we are going on a travel around Lipetsk region!

In tourist areas, all the necessary infrastructure has been created so that every tourist can quickly and conveniently learn about all the information about the place: history, how to get there and what to pay special attention to. In the Lipetsk region (with the exception of the museums of Lipetsk) it is impossible to find a place that is at least half adapted for the "pampered tourists" - and this creates a special atmosphere for the traveler and the discoverer. Coming here, you are fully immersed in the life of local residents, you see the world through their eyes and interact with reality for real. Tourists here are not separated from the surrounding by an invisible wall of comfort and detachment - here we are on a par with everyone, we feel soul and body unity with the nature and life of the region.

The history of the Lipetsk region is as fragmented as one can imagine. To put together all the information about the region means to shovel hundreds of archives and sources, bring together the threads of the destinies of individual people and in the end find out that reality is much more complicated than it seemed in historical references. The Lipetsk region, although comparable in size to a small European country, until the beginning of the 17th century was the Wild Field, where endless plains were only rarely replaced by rare forests and small rivers that can easily be wade. The smallest reserve in the world "Galichya Gora" seeks to preserve those rare forests that are still in the region. Life here was a constant risk, which only certain daredevils and people took, who for various reasons fled from the state. The risk arose due to the relief: more than 90% of the territory is occupied by plains, which provide an excellent opportunity for sudden horse raids. It is not surprising that these lands often came into the possession of nomads (like the Khazars) and small Russian principalities, but after the Mongol conquests they finally became empty. The Mongols did not need to inhabit these lands, because they were not sedentary people. As a result, in the 1230s, the territory of the Lipetsk region became a wasteland for another five centuries. There was nothing here. Nothing at all. Only field without boundary.

Want to see the best sights of the Lipetsk region? Book our author tour!

At the end of the 16th century, the Romanov dynasty reigned in the Tsardom of Russia and began extensive transformations and conquests. Having pushed nomadic peoples to the south and east, as well as building protection from the Polish-Lithuanian neighbor, the Russians began to actively develop wild southern lands. They were attracted by fertile chernozem soils, a warm southern climate and vast empty spaces that perfectly increased the territory of the young state. There was a problem with the raids of nomads and Cossacks, and to solve it, the fortified cities of Dankov, Yelets and Lebedyan were rebuilt. The first subsequently became the agrarian leader of the region, the second formed a thriving center of folk crafts, and the third founded fruit orchards, which made it the Russian leader in the production of juices. Having built fortresses, it was possible to move further south, but the army needed more weapons for the navy, the need for which prompted the Romanov dynasty in 1700 to establish the Lipsky ironworks, around which settlements of workers arose. One of these workers' settlements was the Lipetsk settlement, which gave rise to the city of Lipetsk in 1709.

But even before that moment, on the high bank of the Sosna River there was a military fortress of Yelets. Although the settlement itself was founded here in 1146, it was repeatedly destroyed by raids by nomads and it finally became desolate after the invasion of Timur’s troops. The fortress on the site of the settlement was built in 1591, and mainly servants, Cossacks, serf peasants and rare boyars lived there, who, after turning the fortress into a city, began to actively explore the surrounding lands. The Renaissance of Yelets fell on the 18-19th century. The first elevator in the country appeared here, which processed grain from vast arable lands, and local needlewomen founded the production of especially thin lace, which are now famous far beyond the borders of Russia. This time was also marked by the construction of one of the most beautiful and largest cathedrals in the country - the Ascension Cathedral. Its massive arches are decorated with gilding and art paintings, and the carved iconostasis along with the altar are the real pieces of art. Although the Cathedral was devastated in Soviet times, it was completely restored by the early 2000s and today is the main sight of the town. Its height along with the spire is 74 meters, and therefore it can be seen far beyond the borders of Yelets. By protecting the southern borders of Russia, Yelets contributed to the construction of one of the richest and most famous Orthodox monasteries nearby - the Zadonsky Monastery. It brought faith and prosperity to the locals, and later the largest Orthodox educator of the XVIII century - St. Tikhon Zadonsky, who served here and was ranked as a saint; nowadays, his miraculous relics attract thousands of pilgrims from all over the country. Along with the Nilo-Stolobensky Monastery, the Trinity-Sergius Lavra and some other monasteries, the Zadonsky Monastery is one of the most beautiful Orthodox complexes in Russia.

There are many wonderful places in the Lipetsk region. The nature is represented by endless plains, where arable lands and fields ears in the spring and summer; small rivers with high banks, sandy beaches and plenty of fish; dense forests where you can enjoy the tranquility and rustle of foliage. In my opinion, the most beautiful and picturesque landscapes of the region are concentrated near Lebedyan town, where cozy villages are scattered among wide fields and picturesque ravines. Volotovo, Kurapovo, Troekurovo, Teploe ... although each separately is not of great interest, together they create an emotional picture of the Russian hinterland - one that you want to enjoy forever. There are many Orthodox churches in the region, many of which have a history over 200 years old. The art, science and heart of the Russian intelligentsia of the 19th century intertwined in the Church of Dimitry Solunsky in Berezovka: it was created at the expense of the landowner Yuri Nechaev-Maltsev, who lived nearby at the Polybino Manor and built the Pushkin Museum in Moscow, painted according to drawings by Viktor Vasnetsov, designed according to drawings by Vladimir Shukhov, who created the world's first hyperboloid tower ... In Balovnevo and Veshalovka there are hidden pearls of Russian pseudo-Gothic - Vladimir Church and Znamenskaya Church - authored by architect Vasily Bazhenov, who designed many beautiful buildings in Moscow: the palace in Tsaritsyno, the Pashkov House, the internal project of the Moscow Kremlin, the church in the Bykovo estate ... And also many remote and now abandoned temples, in some of which life is still warming ...

However, starting from the 18th century, the main life of the region proceeded in Lipetsk. Founded as a working settlement at ironworks, today Lipetsk is a major regional and industrial center of the country. Its largest Russian metallurgical plant NLMK was founded here thanks to the actions of Peter the Great, who built shipyards on the Voronezh River, ensuring the development and prosperity of this deserted land. So he became a local folk hero, whose real handprint is stored in the local history museum. According to legend, it was Peter the Great who discovered here mineral springs, the healing properties of which formed the basis of the Lipetsk resort. Long before the sources in the Caucasus were discovered, Bohemia and nobility came to Lipetsk and spent the long summer months here for treatment, balls and a discussion of the cultural life of Europe. In Soviet times, Lipetsk received its main architectural sights: the administration building and the drama theater, classical buildings in the center and the railway station. The city mixed all the styles of Soviet architecture, which today can be enjoyed at a leisurely promenade in the center.

Although Lipetsk was and remains the main city in the region, the most powerful impressions can be obtained only beyond its borders. Go to study ancient Orthodox monasteries, visit the Leo Tolstoy Memorial Museum at Astapovo station, learn about folk crafts in Yelets, learn about Russian fairy tales and legends in the "Kudykina Gora" Safari Park or simply enjoy the nature of the region. The local beauty is simple and minimalistic, and therefore great for a calm and relaxed trip, which will leave you alone with your thoughts and fill your soul with warm memories that you want to come back for.

 

Welcome to the Lipetsk region!

Want to see the best sights the Lipetsk region? Book our author tour!

In Russia there are other places worthy of attention. Find out more about them!

Contact Information

+7 925 186-74-87

  • Subscribe to Facebook
  • Subscribe to VK
  • Follow Instagram
  • Chat in Telegram
  • Chat in WhatsApp

Контактная информация

  • Подписаться в Facebook
  • Подписаться в ВКонтакте
  • Подписаться в Instagram
  • Чат в Telegram
  • Отправить письмо

© Sight Hiker 2020. Полное или частичное копирование изображений и текстов возможно только с указанием активной ссылки на сайт Sight Hiker.

Липецкая область

там, где нет туристов

русский

UTC+3

православие

центр региона

язык(и)

федеральный округ

часовой пояс

основная религия

Липецкая область - это старинный чудесный край, где отсутствуют туристы. Здесь находятся один из старейших минеральных курортов и один из самых маленьких заповедников мира «Галичья гора», возвышаются златоглавые купола православных соборов в Задонске и Ельце, а также плетут чудесные елецкие кружева и наслаждаются уютными пейзажами Центральной России. Если вы ещё не бывали здесь - скорее отправляйтесь в эту красоту!

Топ 10 интересных мест:

 

Карта достопримечательностей Липецкой области

Яндекс-карта

Google-карта

Подробную карту всех мест региона можно увидеть на сайте национального туристического портала России:

Russia.Travel.png

Путешествие по Липецкой области

Некоторые регионы могут гордиться своей тысячелетней историей, узнать которую едут туристы со всего света. Некоторые знамениты своими невероятными природными красотами, увидеть которые значит насладиться великолепием нашей планеты. В некоторых поселениях местные жители производят уникальные предметы быта или искусства, тайна которых хранится за семью печатями. А есть места, где развлечения и праздность правят бал. Каждое из таких мест желает привлечь как можно больше туристов (ведь это их доход), а потому заботится о своей рекламе и мероприятиях, которые оповещают всех о возможности провести здесь досуг. Логика простая: кто же поедет к нам, если о нас не рассказать? Верно и другое: люди, которые выбирают себе место для следующей поездки или путешествия, гораздо чаще обращают внимание на те места, о которых уже где-то узнали или услышали, часто оставляя без внимания что-то малоизвестное. При такой логике туризм становится цикличным: стабильные потоки туристов направляются в "раскрученные и распиаренные" места, местные жители, гиды и компании получают от стабильный доход, а большинство людей становятся туристами благодаря посещению давно известных мест. Но если представить туризм в таком виде, то картина будет явно неполной...

Удивительно, как с завидной периодичностью на карте туристического ландшафта России появляются новые достопримечательности. Удивительные, яркие и интересные места, о которых раньше никто не слышал. Они возникают из ниоткуда, как будто раньше этого места и вовсе не существовало. ​В определенном смысле так и есть, ведь об этом месте до сих пор мало кто знал. Но это не отменяет того факта, что оно находится здесь давным давно, и уж тем более не делает его менее прекрасным. Я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие по региону, в котором можно обнаружить целый веер таких мест - неизвестных, немного диких, но невероятно прекрасных. В регион, где всё просто: дороги, дома, отдых и быт. В города, которые живут от зарплаты до зарплаты, не знают ничего о туристах, но имеют много красоты и народных ремёсел. В места, где почти нет людей, но которые поражают воображение и наполняют душевной энергией каждого побывавшего здесь. Дамы и господа, мы отправляемся в путешествие по Липецкой области!

В туристических зонах создана вся необходимая инфраструктура для того, чтобы каждый турист быстро и удобно узнал всю имеющуюся информацию о месте: историю, как добраться и на что обратить особое внимание. В Липецкой области (за исключением музеев Липецка) невозможно найти место, которое хотя бы наполовину приспособлено для изнеженного туриста - и это создаёт особую атмосферу путешественника и первооткрывателя. Приезжая сюда, полноценно погружаешься в жизнь и быт местных жителей, видишь мир их глазами и взаимодействуешь с реальностью по-настоящему. Туристов здесь не отделяет от окружающих незримая стена из комфорта и отстранённости - здесь мы наравне со всеми, ощущаем душой и телом единство с природой и жизнью региона.

История Липецкой области настолько фрагментарна, насколько это можно себе представить. Собрать воедино всю информацию о регионе - значит перелопатить сотни архивов и источников, свести нити судеб отдельных людей воедино и в итоге обнаружить, что реальность оказалась гораздо сложнее, чем она представлялась в исторических справках. Липецкая область, хотя по площади сопоставима с небольшой европейской страной, до начала 17 века представляла собой Дикое Поле, где  бескрайние равнины лишь изредка сменялись редкими лесами и небольшими реками, которые легко можно перейти вброд. Самый маленький в мире заповедник "Галичья Гора" стремится сохранить здесь те редкие леса, которые ещё сохранились в области. Жизнь здесь была постоянным риском, на который шли только отдельные смельчаки и люди, по разным причинам бежавшие от государства. А риск возникал благодаря рельефу: больше 90% территории занимают равнины, которые дают отличную возможность для внезапных конных набегов. Неудивительно, что эти земли часто входили во владения кочевников  (Хазарского каганата) и небольших русских княжеств, а после монгольских завоеваний окончательно опустели. Монголам не было нужды заселять эти земли, ведь они не были оседлым народом. В результате в 1230-х годах территория Липецкой области стала пустошью ещё на целых пять веков. Здесь не было ничего. Совсем ничего. Только поля без края.

Хотите увидеть лучшие места Липецкой области? Закажите авторский тур!

В конце 16 веке в Русском царстве воцарилась династия Романовых, которые начали обширные преобразования и завоевания. Оттеснив кочевые народы на юг и восток, а также выстроив защиту от польско-литовских соседней, русские начали активно осваивать дикие южные земли. Их привлекали плодородные чернозёмные почвы, тёплый южный климат и обширные пустые пространства, которые отлично увеличивали территорию молодого государства. Оставалась проблема с набегами кочевников и казаков, и для её решения в полях были восстановлены либо заново выстроены города-крепости Данков, Елец и Лебедянь. Первый впоследствии стал аграрным лидером региона, второй образовал процветающий центр народных ремёсел, а третий основал фруктовые сады, которые сделали его лидером по производству соков в России. Построив крепости, можно было двигаться дальше на юг, но армии было нужно больше вооружения для военного флота, потребность в котором сподвигла династию Романовых в 1700 году основать Липские железоделательные заводы, вокруг которых возникли поселения рабочих. Одним из таких рабочих поселений стала Липецкая слобода, давшая начало городу Липецку в 1709 году.

Но ещё до этого момента на высоком берегу реки Сосны находилась военная крепость Елец. Хотя само поселение здесь было основано ещё в 1146 году, оно неоднократно разрушалось набегами кочевников и после нашествия войск Тимура окончательно пришло в запустение. Крепость на месте поселения была построена в 1591 году, и в основном здесь жили служивые люди, казаки, крепостные крестьяне и редкие бояре, которые после превращения крепости в город начали активно осваивать окрестные земли. Ренессанс Ельца пришелся на 18-19 век. Тогда здесь появился первый в стране элеватор, который перерабатывал зерно с обширных пашен, а местные рукодельницы основали производство особо тонких кружев, которые ныне знамениты далеко за пределами России. Это время также ознаменовалось возведением одного из самых красивых и крупных соборов страны - Вознесенского собора. Его массивные своды украшены позолотой и художественными картинами, а резной иконостас вместе с алтарём являются настоящими произведениями искусства. Хотя в советское время собор подвергся огромным разрушениям, он был полностью восстановлен к началу 2000-х годов и сегодня является главным украшением города. Его высота вместе со шпилем - 74 метра, а потому его видно далеко за пределами Ельца. Дав защиту южным рубежам России, Елец поспособствовал возведению неподалёку одной из самых богатых и известных православных обителей - Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Он принёс веру и процветание местным жителям, а впоследствии здесь служил крупнейший православный просветитель XVIII века - святой Тихон Задонский, который был причислен к лику святых, а его чудотворные мощи ныне привлекают тысячи паломников со всей страны. Наряду с Нило-Столобенской пустынью, Троице-Сергиевой лаврой и некоторыми другими монастырями, Задонский монастырь является одним из красивейших православных комплексов России.

В Липецкой области много прекрасных мест. Природа региона представлена бескрайними равнинами, где весной и летом колосятся пашни и поля; неширокими реками с высокими берегами, песчаными пляжами и множеством рыбы; густыми лесами, где можно наслаждаться спокойствием и шелестом листвы. На мой взгляд, самые красивые и живописные пейзажи региона сосредоточены в районе Лебедяни, где уютные деревушки раскиданы среди широких полей и живописных оврагов. Волотово, Курапово, Троекурово, Тёплое... хотя каждая по отдельности не представляет большого интереса, вместе они создают душевную  картину русской глубинки - такую, которой хочется наслаждаться вечно. В области множество православных храмов и церквей,  многие из которых имеют историю возрастом более 200 лет. В церкви Димитрия Солунского в Березовке переплелось искусство, наука и цвет русской интеллигенции 19 века: она была создана на средства помещика Юрия Нечаева-Мальцева, который жил неподалеку в усадьбе Полибино и построил Пушкинский музей в Москве, расписана по рисункам Виктора Васнецова, спроектирована по чертежам Владимира Шухова, создавшего первую в мире гиперболоидную башню... В Баловнево и Вешаловке спрятаны жемчужины русской псевдоготики - Владимирская церковь и Знаменская церковь - за авторством архитектора Василия Баженова, который спроектировал и построил множество красивейших зданий в Москва: дворец в Царицыно, Дом Пашкова, внутренний проект Московского Кремля, церковь в усадьбе Быково... Это не говоря уже о множестве удалённых и ныне заброшенных храмов, в некоторых из которых до сих пор теплится жизнь.

Однако основная жизнь региона, начиная с 18 века, протекала в Липецке. Основанный как рабочая слобода при железоделательных заводах, сегодня Липецк является крупным региональным и индустриальным центром страны. Его крупнейший в России металлургический комбинат НЛМК был основан здесь благодаря действиям Петра I, который построил верфи на реке Воронеж, обеспечив развитие и процветание до этого пустынному краю. Так он стал местным народным героем, реальный отпечаток ладони которого хранится в местном краеведческом музее. По легенде, именно Петр I открыл здесь минеральные источники, лечебные свойства которых легли в основу Липецкого курорта. Задолго до того, как были открыты источники на Кавказе, в Липецк приезжала богема и знать страны, которые проводили здесь долгие летние месяцы за лечением, балами и обсуждением культурной жизни Европы. В советское время Липецк получил свои главные архитектурные достопримечательности: здания администрации и драматического театра, классическую застройку в центре и железнодорожный вокзал. В городе смешались все стили советской архитектуры, которыми сегодня можно наслаждаться за неспешным променадом по центру.

Хотя Липецк был и остаётся главным городом региона, наиболее сильные впечатления можно получить лишь за его пределами. Отправляйтесь изучать старинные православные обители, посетите мемориальный музей Льва Толстого на станции Астапово, узнайте о народных ремёслах в Ельце, узнайте о русских сказках и легендах в сафари-парке "Кудыкина гора" или просто насладитесь природой края. Здешняя красота проста и минималистична, а потому отлично подходит для спокойного и расслабленного путешествия, которое оставит вас наедине со своими мыслями и наполнит душу тёплыми воспоминаниями, за которыми захочется сюда вернуться.

 

Добро пожаловать в Липецкую область!

Хотите увидеть лучшие места Липецкой области? Закажите индивидуальный тур!

В России есть и другие места, достойные внимания. Узнайте о них больше!