Russian

UTC+3

Orthodoxy

region center

language(s)

federal district

timezone

main religion

Novgorod region is the place of origin of the Russian state. It was here that the Varangians came to rule the Rus, it was here that the first fortresses of Rus were founded, it was from here that the first land and water trade routes began. The first trading city in the country was founded here, but, by a strange irony, today beyond its borders, among foggy and marshy wilds, life is steadily dying away. Be ready to go deep into the nature and history of the Novgorod land!

Top 10 interesting places to visit:

 

Sights map of the Novgorod region

Yandex Map

Google Map

Detailed map of all places in the region can be seen on the website of the national tourism portal of Russia:

Russia.Travel.png

Travel around the Novgorod region

Imagine life in the 8th century AD ... In ancient Egypt, the pyramids of Cheops were already covered with sand, the heyday star had risen and sunk over Greek Athens, Time of Troubles and devastation reigned in Western Europe, and Eastern Europe was practically not populated yet. Colonies of Greeks, Phoenicians and Persians, remote for hundreds of kilometers from each other, on the shores of the Black and Mediterranean Seas remain small islands of civilization, at a short distance from which endless darkness and impassability begins. The farther north, the more wilderness and desert places surround travelers. There is no electricity, heating, shops with goods, mechanical engineering, steel technology and stone buildings. Asphalt and gravel have not yet covered the road, and the roads themselves do not yet exist. Along narrow country paths, among dense forests full of wild animals and robbers, lonely carts and rare caravans of merchants wander along their own routes. Maps of the area are practically absent, typography has not yet been invented, and writing on birch bark was short-lived and jerky, which did not allow for long-term information storage. History is passed from mouth to mouth, from one generation to another, and gun ownership and terrain orientation are vital skills. In these harsh and cruel conditions, thousands of kilometers from the nearest centers of civilization, the history of the Russian state begins.

In the VIII century, a tribe of Slovenes came to the East European Plain and found the first settlements here. Together with several Finno-Ugric tribes, they built a number of villages and fortifications, which later became the foundation of the Russian state. However, Slovenes paid tribute to the Varangians, tribes from the Baltic Sea, who were stronger in terms of weapons, wealth, and wisdom of government. In the middle of the 8th century, Slovenes expelled the Varangians and stopped paying tribute to them, but could not agree with each other on how to rule their lands, and again went to the Varangians with a request. Its essence was to put on the reign a representative of the Varangians, who would control them with a wise hand. This was the calling of the Varangians, when Prince Rurik settled in the Rurikovo Gorodische, and the Slovenes get their first ruler. The Varangians called themselves "Ruses", and therefore, after the advent of Rurik in 862, the new state began to be called "Russian".

The ancient epic “The legend of Slovene and Ruse” says that the ancestors of the Russian people were princes Slovene and Ruse, who went to the shores of Lake Ilmen and founded two cities here - Slovensk (Veliky Novgorod) and Rusa (Staraya Russa). This legend says that Novgorod became one of the centers of Ruses along with Kiev at the beginning of the 8th century AD, and at that time was one of the richest cities in this region. The legend of Sadko, who sailed on Lake Ilmen with his flotilla and bought Novgorod goods, echoes this information. However, not all Slovenes agreed to begin to call themselves as "Ruses" and to obey to the Varangian tribes. In subsequent years, there were several major uprisings, which in the end did not succeed. Slovenes who disagree with the rule of the Varangians were forced to leave to Eastern Europe (see Slovenia), and the remaining population finally became "Russian". Over the next centuries, Novgorod established ties with neighboring northern states, repeatedly rebuilt after fires and wars with neighbors Livonians and Swedes. In 1240, the Novgorodians defeated the Swedes in the Battle of the Neva, and in 1242 they defeated the Teutonic Order in the Battle on the Ice, which finally strengthened the status of Novgorod as a great Russian city. In the next two centuries, the Novgorod Republic repeatedly won victories in battles, was built up by rich Christian monasteries, conducted trade with the Hanseatic League, and conquered more and more new lands.

However, the bright star of Novgorod was destined to fade away. In the 15th century, many adversities fell on the city in the form of fires, famines and natural disasters, followed by military operations with the united coalition of Scandinavian and European countries, as well as several wars with the gaining power of the Grand Duchy of Moscow. The military trick of the Moscow princes, who were the first to agree with the Tatar-Mongols on softening tribute, and then completely defeated the Tatar-Mongol troops and freed their lands from the yoke, led to a strong strengthening of Moscow and the growth of its political ambitions. As a result, at first it annexed the lands of the principalities in the territories of the Tver, Yaroslavl and Vladimir regions, and then entered into a military conflict with Novgorod. In 1478, Moscow finally defeated the Novgorod forces, as a result, the Novgorod lands were annexed to the Grand Duchy of Moscow. The trade union with the Hansa was broken, most merchants and boyars were relocated to Moscow, and many buildings were destroyed.

Subsequently, Novgorod experienced many more troubles: pestilence and fires, the Massacre of Novgorod by Ivan the Terrible and the Swedish occupation. Due to frequent hunger and the lack of the opportunity to establish trade relations with neighbors, very few merchants, craftsmen and artisans remained in the city. In 1700, military operations began near Novgorod: the Northern War was victorious for Russia, but also brought heavy losses of the population. And then an event occurred that finally put an end to Novgorod as the rich center of the Russian state. In honor of the victory over the Swedes in the Northern War, as well as for permanent access to the Baltic Sea, Peter the Great founded the new capital of the Russian Empire - the city of St. Petersburg. It began to be erected directly in the swamps, immediately in stone and in the rich style of classicism that adorns it to this day. Following were paved roads from St. Petersburg to Moscow, which passed far from Novgorod, which, just 160 km south, became a vague shadow of ancient Russian history, which from today began to happen outside of it.

Want to see the best sights of the Novgorod region? Book our author tour!

But, perhaps, it was the remoteness from the then political life that allowed Novgorod to preserve its charm and architectural monuments, which it is famous for today. Novgorod almost did not suffer during the October Revolution and managed to preserve much of its heritage during the time of the Bolshevik terror. Although it was badly damaged during the Great Patriotic War, today you can find ancient buildings and Orthodox churches throughout the old town, the construction of which dates back to the 15th, 14th and even 13th centuries. Many of them are included in the UNESCO World Heritage Site as unique monuments of Russian history! The magnificent Novgorod Detinets towers on the banks of the Volkhov River from the beginning of the 11th century and acquired its current appearance in the late 15th century. Its rich decoration, ambassadorial gifts in the Chamber of Facets, as well as the oldest Orthodox Cathedral in Russia are amazing. Directly opposite the Kremlin is the restored complex of the Yaroslav's Court, which since ancient times was the place of trade between local and foreign merchants. Many archaeological sites have been preserved here, as well as a whole scattering of ancient Orthodox churches, each of which is at least 600 years old!

Wherever you go in Novgorod, you can find ancient monuments of Russian history everywhere. Novgorod bishops met in the Anthoniev Monastery, the first tsars of the Romanov dynasty patronized the Vyazhishchy Monastery with unique tiles, and many Russian tsars and emperors repeatedly visited the Khutyn Monastery. The skeletons of the Rurikovo Gorodische tell about the calling of the Varangians and the rule of the Novgorod princes, the Peryn Chapel traces its history from the ancient temple of the pagan god Perun, and the nearby Yuriev Monastery is a historical monument about 1000 years old. Next to the Yuriev Monastery, in 1964, the Vitoslavlitsy open-air Museum of Russian wooden architecture was created, which presents preserved samples of residential and religious buildings. Some of them are over 500 years old!

Novgorod is a very small city in size and population (about 230 thousand inhabitants). However, it is a large-scale monument of Russian history and architecture, for the sake of acquaintance with which hundreds of thousands of tourists from all over the country and abroad come here. Most of the local population is committed to serving the needs of this huge stream of people who want to touch the history of the Russian state. But what is beyond Veliky Novgorod? ...

Outside of Novgorod there is almost nothing. Literally. Absolutely. With a large area of ​​the territory, its population density is only 11 people per square kilometer, and the total population is three times less than the neighboring Leningrad region. In terms of income and earning opportunities, the Leningrad region is many times more attractive than the Novgorod region, and the cultural and educational opportunities of St. Petersburg are literally an irresistible magnet for residents of the Novgorod region. Just imagine: in the Novgorod region there are only three cities with a population of more than 30,000 people, one of which is Veliky Novgorod, and the other two are small district towns. Moreover, only one of them has an ancient history - Staraya Russa. According to "The Legend ...", the city was founded by Prince Ruse almost simultaneously with the founding of Novgorod, but according to archaeological excavations this happened only in the 11th century. Nevertheless, it is a very old and original city, where there is something to see. Here is an impressive station in the classical style, well-groomed Cathedral Square and the beautiful Resurrection Cathedral, which was once the center of a wooden fortress. In the center of the city is the Old Russian Preobrazhensky Monastery, the Trinity Church of the late 17th century, the museum-estate of medieval citizen, as well as the large balneological resort "Staraya Russa", which was opened in 1828 thanks to the ennoblement of local sources of mineral waters. Although it is much smaller than the famous resorts in the Caucasus, many people come here to improve their health.

In addition to Staraya Russa, in the Novgorod region there is another place worthy of attention. This is a secluded Iversky Monastery on an island in Lake Valday, founded by Patriarch Nikon in 1653. The patriarch really wanted to build monasteries in the country like the famous monasteries in Jerusalem. So the New Jerusalem Monastery in Istra was founded, and the Iversky Monastery in Valday was also founded. Until the completion of the construction of the Alexander Nevsky Monastery in St. Petersburg, the Iversky Monastery was a rich center of local lands, which safely managed the economy and vast territories, but after it lost almost all of its lands. The prolonged decline and loss of the Iveron Icon of the God's Mother caused great damage to the monastery, which he only managed to make up in 2008. Then the frescoes and the main cathedral were restored here, in the first service in which the Patriarch of Russia Alexy II and the President of the Russian Federation Vladimir Putin were present. In 2009, the monastery was visited by the new Patriarch Kirill, which once again emphasizes its special status among all Russian monasteries. The places around the monastery are very quiet and secluded, and the Valday Lake provides excellent opportunities for fishing and outdoor recreation. If you are traveling on the road from Moscow to St. Petersburg, be sure to stop in Valday and visit its picturesque sights.

Who seeks will always find. The Novgorod region, undoubtedly, has a lot of interesting and unusual beauties in the bins. Behind the desert landscapes you can see pristine nature, in the forest you can often find hidden lakes and rivers, in small villages you can feel real cosiness and romance, and during the golden autumn plunge into the fabulous beauty of sunny landscapes. Although the region has suffered greatly over its long history, here you can find such ancient artifacts that cannot be found anywhere else in Russia. Therefore, be sure to come for it here, in the Novgorod region, to the very origins of the Russian state!

Want to see the best sights of the Novgorod region? Book our author tour!

In Russia there are other places worthy of attention. Find out more about them!

Contact Information

+7 925 186 7487 +WhatsApp

  • Subscribe to Facebook
  • Subscribe to VK
  • Follow Instagram
  • Chat in Telegram

© Sight Hiker 2020.  Full or partial copying of images and texts is possible only with an active link to the Sight Hiker website.

Новгородская область

истоки русского государства

русский

UTC+3

православие

центр региона

язык(и)

федеральный округ

часовой пояс

основная религия

Новгородская область - это исток российского государства. Именно сюда приплыли варяги для правления русами, именно здесь были основаны первые крепости Руси, именно отсюда начались первые сухопутные и водные торговые пути. Здесь был основан первый торговый город в стране, но по странной иронии сегодня за его пределами, среди туманных и болотистых дебрей, неуклонно угасает жизнь. Познакомьтесь с природой и историей Новгородской земли!

Топ 10 интересных мест:

 

Карта достопримечательностей Новгородской области

Яндекс-карта

Google-карта

Подробную карту всех мест региона можно увидеть на сайте национального туристического портала России:

Russia.Travel.png

Путешествие по Новгородской области

Представьте себе жизнь в 8 веке нашей эры... В древнем Египте уже покрылись песком пирамиды Хеопса, над греческими Афинами взошла и закатилась звезда расцвета, в Западной Европе царит смутное время и разруха, а Восточная Европа ещё практически не заселена. Удаленные на сотни километров друг от друга колонии греков, финикийцев и персов на побережьях Черного и Средиземного морей остаются небольшими островками цивилизации, на небольшом отдалении от которых начинается бесконечная тьма и бездорожье. Чем дальше на север, тем более глухие и пустынные места окружают путешественников. Электричества, отопления, магазинов с готовыми товарами, машиностроения, стальных технологий и каменных строений ещё нет. Асфальт и щебенка ещё не покрыли дорожные пути, да и самих дорог пока не существует. По узким проселочным тропам, среди густых лесов, полных диких животных и разбойников, бредут одинокие повозки и редкие караваны купцов, следующих по одним им ведомым маршрутам. Карты местности практически отсутствуют, книгопечатание ещё не изобрели, а письменность на бересте была недолговечной и отрывистой, что не позволяло сохранять информацию надолго. История передаётся из уст в уста, от одного поколения к другому, а владение оружием и  ориентация на местности являются жизненно важными навыками. В этих суровых и жестоких условиях, в тысячах километров от ближайших центров цивилизации начинается история русского государства.

В VIII веке на Восточно-Европейскую равнину пришло племя словен, которые основали здесь первые поселения. Вместе с несколькими финно-угорскими племенами они основали ряд деревень и укреплений, которые позднее стали фундаментом русского государства. Однако словены платили дань варягам, племенам с Балтийского моря, которые были сильнее их и по оружию, и по богатству, и по мудрости управления. В середине 8 века словены изгнали варягов и перестали платить им дань, однако не смогли договориться друг с другом о том, как им править своими землями, и вновь отправились к варягам с просьбой. Суть её заключалась в том, чтобы посадить на княжение представителя варягов, который бы мудрою рукою управлял ими. Так произошло призвание варягов, когда князь Рюрик обосновался в Рюриковом городище, а словены обрели своего первого правителя. Варяги называли себя "русами", а потому после прихода Рюрика в 862 году новое государство стало именоваться "русским":

"В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси <...>: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик."

В древнем эпическом "Сказании о Словене и Русе и городе Словенске" говорится, что предками русского народа являются князья Словен и Рус, которые вышли на берега озера Ильмень и основали два города - Словенск (Великий Новгород) и Руса (Старая Русса). Эта легенда говорит о том, что Новгород стал одним из центров русов наряду с Киевом ещё в начале 8 века нашей эры, и в то время был одним из богатейших городов в этом регионе. Легенда о Садко, который плавал по озеру Ильмень со своей флотилией и скупал новгородские товары, вторит этим сведениям. Однако не все словены были согласны с тем, чтобы начать именовать себя русами и подчиняться пришлым варяжским племенам. В последующие годы было несколько крупных восстаний, которые в итоге не имели успеха. Несогласные с правлением варягов словены были вынуждены уйти в Восточную Европу (см. Словения), а оставшееся население окончательно стало русским. На протяжении последующих веков Новгород налаживал связи с соседними северными государствами, неоднократно отстраивался после пожаров и войн с соседями ливонцами и шведами. В 1240 году новгородцы одерживают победу над шведами в Невской битве, а в 1242 году одерживают победу над Тевтонским орденом в битве на Чудском озере, которая окончательно укрепила статус Новгорода как великого русского города. В последующие два века Новгородская республика неоднократно одерживала победы в битвах, застраивалась богатыми христианскими монастырями, вела торговлю с Ганзой и захватывала всё новые и новые земли.

Однако яркой звезде Новгорода было суждено угаснуть. В 15 веке на город обрушилось множество невзгод в виде пожаров, голода и стихийных бедствий, за которыми последовали военные действия с объединенной коалицией Скандинавских и Европейских стран, а также несколько войн с набиравшим силу Московским княжеством. Военная хитрость московских князей, которые сумели первыми договориться с татаро-монголами о смягчении дани, а затем и вовсе разбили татаро-монгольские войска и освободили свои земли от ига, привела к сильному укреплению Москвы и росту её политических амбиций. В результате вначале она присоединила к себе земли княжеств на территориях Тверской, Ярославской и Владимирской областей, а затем вступила в военный конфликт с Новгородом. В 1478 году Москва окончательно разгромила новгородские войска, и в результате Новгородские земли были присоединены к Московскому княжеству. Торговый союз с Ганзой был разорван, большинство купцов и бояр переселены в Москву, а многие здания разрушены.

Впоследствии Новгород выдержал ещё немало бед: мор и пожары, опричный погром Ивана Грозного и шведскую оккупацию. Из-за частого голода и отсутствия возможности наладить торговые отношения с соседями в городе осталось крайне мало купцов, мастеров и ремесленников. В 1700 году недалеко от Новгорода начались военные действия: Северная война принесла России победу, но также и тяжелые потери населения. А затем произошло событие, которое окончательно поставило крест на Новгороде как богатом центре русского государства. В честь победы над шведами в Северной войне, а также для постоянного выхода в Балтийское море Петр I основал новую столицу русского государства - город Санкт-Петербург. Его стали возводить прямо на болотах, сразу в камне и в богатом стиле классицизма, который украшает его по сей день. Следом были проложены дороги от Санкт-Петербурга в Москву, которые прошли вдалеке от Новгорода, который, находясь всего на 160 км южнее, стал смутной тенью древней русской истории, которая с нынешнего дня стала твориться не в его пределах.

Хотите увидеть лучшие места Новгородской области? Закажите авторский тур!

Но возможно, что именно удалённость от тогдашней политической жизни позволила Новгороду сохранить свой шарм и памятники архитектуры, которыми он славится сегодня. Новгород почти не пострадал во время Октябрьской революции и сумел сохранить многое из своего наследия во времена большевицкого террора. Хотя он был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны, сегодня по всему старому городу можно встретить древние здания и православные храмы и церкви, постройка которых датируется 15, 14 и даже 13 веками. Многие из них входят во Всемирное наследие ЮНЕСКО как уникальные памятники русской истории! Великолепный Новгородский детинец возвышается на берегах реки Волхов с начала 11 века и приобрел свой текущий облик в конце 15 века. Его богатое убранство, посольские дары во Владычной палате, а также старейший православный собор в России поражают воображение. Прямо напротив кремля стоит отреставрированный комплекс Ярославова дворища, которое издревле было местом торговли между местными и иностранными купцами. Здесь сохранилось множество археологических памятников, а также целая россыпь старинных православных храмов, каждому из которых не менее 600 лет!

Куда не отправишься в Новгороде, всюду можно встретить древние памятники русской истории. В Антониевом монастыре заседали новгородские епископы, Николо-Вяжищскому монастырю с уникальными изразцами покровительствовали первые цари династии Романовых, а Хутынский монастырь неоднократно посещали русские цари и императоры. Остовы Рюрикова городища рассказывают о призвании варяг и правлении новгородских князей, Перынский скит ведет историю от древнего капища языческого бога Перуна, а находящийся неподалеку Юрьев монастырь является памятником истории возрастом около 1000 лет. По соседству с Юрьевым монастырем в 1964 году был создан музей русского деревянного зодчества под открытым небом "Витославлицы", в котором представлены сохранившиеся образцы жилых и религиозных построек русов. Некоторым из них более 500 лет!

Новгород совсем небольшой по размерам и численности населения (около 230 тысяч жителей) город. Однако он представляет из себя масштабный памятник русской истории и архитектуры, ради знакомства с которой сюда приезжают сотни тысяч туристов со всей страны и и-за рубежа. Большинство местного населения занимается тем, что обслуживает потребности этого огромного потока желающих прикоснуться к истории русского государства. Но что находится за пределами Великого Новгорода?...

За пределами Новгорода нет почти ничего. Буквально. Совсем. При большой площади территории её плотность населения лишь 11 человек на квадратный километр, а общая численность населения в три раза меньше соседней Ленинградской области. По уровню доходов и возможностям заработка Ленинградская область в разы привлекательнее Новгородской, а культурные и образовательные возможности Санкт-Петербурга буквально являются непреодолимым магнитом для жителей Новгородской области. Только представьте: в Новгородской области всего три города с населением больше 30 000 человек, один из которых Великий Новгород, а два других являются небольшими уездными городами. При этом древняя история есть только у одного из них - Старой Руссы. Согласно "Сказанию...", город был основан князем Русом почти одновременно с основанием Новгорода, но согласно археологическим раскопкам это произошло лишь в 11 веке. Тем не менее, это очень старый и самобытный город, в котором есть на что посмотреть. Здесь прекрасный вокзал в классическом стиле, ухоженная Соборная площадь и прекрасный Воскресенский собор, который некогда был центром деревянной крепости. В центре города располагается Старорусский Преображенский монастырь, Троицкая церковь конца 17 века, музей-усадьба средневекового рушанина, а также большой бальнеологический курорт "Старая Русса", который был открыт в 1828 году благодаря облагораживанию местных источников минеральных вод. Хотя он гораздо меньше знаменитых курортов на Кавказе, сюда приезжает множество желающих поправить своё здоровье.

Помимо Старой Руссы, в Новгородской области есть ещё одно место, достойное внимания. Это уединенный Иверский монастырь на острове в Валдайском озере, основанный патриархом Никоном в 1653 году. Патриарх очень хотел построить в стране монастыри, по образу и подобию напоминающие знаменитые монастыри в Иерусалиме. Так был основан Новоиерусалимский монастырь в Истре, также был основан Иверский монастырь в Валдае. Вплоть до завершения строительства Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь был богатым центром местных земель, который благополучно управлял хозяйством и огромными территориями, но после потерял почти все свои земли. Затяжной упадок и потеря Иверской Иконы Божией Матери нанесли большой урон монастырю, который он сумел восполнить лишь в 2008 году. Тогда здесь были отреставрированы фрески и главный собор, на первой службе в котором присутствовали патриарх России Алексий II и Президент РФ Владимир Путин. В 2009 году монастырь посетил новый патриарх Кирилл, что ещё раз подчеркивает его особый статус среди всех русских монастырей. Места вокруг монастыря очень тихие и уединенные, а Валдайское озеро представляет отличные возможности для рыбалки и отдыха на природе. Если будете ехать по дороге из Москвы в Санкт-Петербург, обязательно сделайте остановку в Валдае и посетите его живописные достопримечательности.

Кто ищет, тот всегда найдет. Новгородская область, несомненно, имеет в закромах много интересных и необычных красот. За пустынными ландшафтами можно увидеть девственно чистую природу, в лесной чаще найти скрытые озёра и реки, в небольших деревнях ощутить настоящий уют и романтику, а во время золотой осени окунуться в сказочную красоту солнечных пейзажей. Хотя регион сильно пострадал за свою долгую историю, здесь можно обнаружить такие древние артефакты, которых не встретишь больше нигде в России. А потому обязательно приезжайте за ними сюда, в Новгородскую область, к самым истокам русского государства!

Хотите увидеть лучшие места Новгородской области? Закажите индивидуальный тур!

В России есть и другие места, достойные внимания. Узнайте о них больше!

Контактная информация
  • Подписаться в Facebook
  • Подписаться в ВКонтакте
  • Подписаться в Instagram
  • Чат в Telegram

© Sight Hiker 2020. Полное или частичное копирование изображений и текстов возможно только с указанием активной ссылки на сайт Sight Hiker.