Russian

UTC+3

Orthodoxy

region center

language(s)

federal district

timezone

main religion

Being a hundred kilometers from Moscow, the Tver region is very different from it. Here dense forests and impenetrable swamps, ancient monasteries like fortresses rise among the villages, abandoned temples and manors cause nostalgia for the irrevocable past. Lake Seliger, the source of the Volga River, Borisoglebsky Monastery and Nilov Monastery, Russia's only gold embroidery factory in Torzhok and much more - this is the senseof the Tver region.

Top 10 interesting places to visit:

 

Sights map of the Tver region

Yandex Map

Google Map

Detailed map of all places in the region can be seen on the website of the national tourism portal of Russia:

Russia.Travel.png

Travel around the Tver region

Many go on a journey for a new experience. Some find them in a relaxing holiday in the city, while others take active walks in the wilds of the forest. For some travellers it is very important to learn about the cultural and national heritage of the region, while others will gladly exchange “boring museums” for extreme river rafting. There are people who need to feel comfort and prosperity, walking along the wide pavements with rich architecture, and there are those who like a cozy rustic romance. In the Tver region, not everyone can find something close to the soul, but everyone can feel the provincial atmosphere of the county of Russia.

It is amazing how very close to Moscow the surrounding landscapes are changing. Noisy illuminated avenues are replaced by broken country roads, high glass skyscrapers give way to one-story wooden huts, and wide fields and meadows are replaced by dense thickets and impenetrable swamps. The Tver region has an ancient and eventful history: a long time ago the Principality of Tver rivaled Moscow with wealth and strength, but the uprising of the Tver inhabitants against the Tatar-Mongol yoke in 1327, which Ivan Kalita used to defeat Tver with the help of the Golden Horde, led to the destruction of the principality and the accession of its territories to Moscow. Thus ended the independent history of the region, which today remains at the margins of civilization, becoming increasingly depleted under the influence of neighboring Moscow. And the point here is not only that many local residents leave to work in the capital to earn money, but rather about the general national and cultural condition that was frozen in the Soviet past. Most of the architectural structures in the region are the heritage of the last century, which today is not in the best condition. And the little that remains of the royal and imperial heritage is today either forgotten and abandoned in the wild jungle, or is under the tutelage of the state in the capital of the Tver region.

However, the Soviet era spawned several new attractions here, which today attract with their authenticity and gloomy atmosphere. The most interesting of them is located in the county town of Kalyazin, which in 1940 was almost completely flooded during the creation of the Uglich Reservoir. The whole old town, monastery and merchant chambers were disassembled or went under water, and over the surface of the newly formed backwater there was only the high bell tower of St. Nicholas Cathedral, now serving as a beacon for the Volga ships. Sometimes prayers are held here, and in the summer you can hear the ringing bell, spreading for kilometers around and creating a very special atmosphere of the distant Russian hinterland. Not far from Kalyazin is the ancient city of Kashin, whose Orthodox churches have a history of several centuries. Once it was a large Volga settlement and competed in strength with Tver, but today it is a small town with a population of 15,000 people, which can attract only with its rustic atmosphere and beautiful Orthodox cathedrals. It is definitely worth a visit, like the nearby authentic Kalyazin!

The long road from Kashin to Tver passes through remote places where village life is still warm. Although there are many villages and settlements here, the transport connection and the quality of roads leave much to be desired, and many local residents, because of a lack of work, maintain their houses as vegetable gardens and dachas. In winter, these places literally die out when most people move closer to civilization in Tver. On one of the abandoned wooden houses in Goritsy you can see the inscription: "Master, come back! I feel bad without you ...". This phrase best conveys the basic perception of these places. Approaching Tver, until the last moment it is not believed that a city will appear soon. Only after the sharp turn of the highway to Vesyegonsk does the dense forest part, and in the distance tall stone buildings begin to be seen.

Tver grows and develops due to the migration of the population from the region to the city, and therefore it is actively built up by multi-storey complexes on the outskirts. The city center is filled with classical Soviet architecture, which replaced the merchant buildings that were completely destroyed during the Great Patriotic War. In honor of the victory, in the city a large memorial was erected, as well as the nearby Tver Chapel. During the Soviet era, many beautiful buildings were built here that are still pleasing to the eye: building complexes on Sovetskaya and Trekhsvyatskaya streets, on the embankments of Stepan Razin and Afanasy Nikitin. In the central park there is a beautiful cinema "Star", next to which rises the main cultural heritage of the imperial past - Travel Palace of Catherine II. Russian emperors stopped there on the way from Moscow to St. Petersburg, and this route is the main economic and cultural dominant of the region. It is impossible to imagine how life would have developed in these places if the road to St. Petersburg had been laid differently. Nevertheless, it is thanks to her that life is supported in several large cities of the region - Vyshny Volochyok, Bologoe and Torzhok. If you plan a trip to St. Petersburg by car, then include a visit to each of them in the route!

Want to see the best sights of the Tver region? Book our author tour!

One of the most beautiful and interesting cities in the region is located very close to Tver. The once large merchant center of the Novgorod principality, and now the small county town of Torzhok attracts with its semi-rustic, slightly dilapidated appearance. Here you will not find large buildings or wide avenues, big promenades or vibrant entertainment. Instead, in Torzhok you can feel the cozy atmosphere of the county of Russia: narrow streets with village huts, a small promenade along the Tvertsa River, and many ancient churches and cathedrals. The main architectural dominant of the city is the Borisoglebsky Monastery, which has been leading its history for more than 800 years and is a unique monastery in Central Russia in terms of architectural performance. Most of the buildings in Torzhok, including the monastery complex and almost all other temples and cathedrals, are abandoned or in broken condition. Many of them were blown up or destroyed during the Soviet era, and the few that survived experienced all the hardships and deprivations of the era. However, today they are gradually returning to life thanks to funding, which gives hope for a new Renaissance of Torzhok. Moreover, the city is famous not only for these temples, but also for the Russian ancient folk craft of gold embroidery, the beauty of which are still amazing. In order to get to know this craft more closely, it is best to go to the museum at the "Torzhok Zolotoshvei" factory, where the best examples of this craft are presented. Be sure to visit this museum, because there are none like it in any other point on the planet!

Moving further north, directly on the highway to St. Petersburg is the city of Vyshny Volochyok. Its name can be explained by its geographical location: there was a narrow isthmus between the rivers connecting the Baltic and Caspian Seas, along which goods and cargo were literally dragged from one river to another (Russian word "volochyt"). The first artificial water canal in Russia was built in Vyshny Volochyok, which serves to trade and provide St. Petersburg with food and goods. However, with the construction of the Mariinsky water system and the Volga-Baltic Waterway, the canal in Vyshny Volochyok ceased to be needed, and as a result remained in the center of the city as a tribute to the historical past. The same happened with the Vyshny Volochek shopping malls, which were once the center of the city’s life on the road between St. Petersburg and Moscow, but today they are abandoned and give the impression of a “ghost from the past”.

The farther into the forest, the more is the firewood. If you understand this phrase literally, then it perfectly describes the land in the north-west of the Tver region. Here, dense forest thickets and windbreaks are replaced by impenetrable swamps, and a large amount of water, due to heavy rainfall and underground sources, does not allow any field work — only deforestation and collection of wood resources. If you go on a steam train from the city of Bologoye to the old town of Ostashkov in the Upper Volga, then throughout the route you will not meet a single large settlement. Most of the villages here are abandoned and hidden in the forests, a small number of local residents are compensated only by Moscow tourists traveling to rest on Lake Seliger, and the lack of roads and even paths in the forests speaks of absolute wilderness, where the only connection with civilization is a two-car train once a day.

Arriving on Lake Seliger, most tourists immediately go in search of comfortable places for housing and outdoor activities. It provides hundreds of kilometers of deserted beaches, many calm lagoons for fishing, and pristine forests are beckoning to spend a weekend in the bosom of nature or go hiking. It is no coincidence that Seliger was very popular among Soviet tourists, because it was on the list of the best all-Union tourist routes! To this day, the lake remains an attractive place to relax for many Russians. In addition to the beautiful natural scenery, the lake has one of the most beautiful and most revered monasteries in Russia - the Nilov Monastery, which traces its history from the cell of the Monk Nile. Having been tonsured at the Krypetsk monastery near Pskov, Nile spent a lot of time in prayers and remorse for his sins, and also sometimes hosted local residents. His fame spread far nearby, and after his death a monastery was erected on the island, now attracting crowds of pilgrims and tourists. Here are very picturesque and soulful places that can be best seen in sunny weather - then the golden domes of the monastery will play brightly in the sun, and from the height of the bell tower a breathtaking panorama of the lake and the surrounding forests will open.

Although many tourists come to Seliger, only a small part of them reach Ostashkov, the local regional center. Meanwhile, this city has a very ancient history and a pleasant county-level romance. Here beautiful ancient churches and cathedrals, wooden houses and huts adorn the central streets, and the wide promenade allows you to enjoy the peaceful atmosphere of Lake Seliger. Ostashkov was once one of the prosperous cities of Central Russia: the country's first hospitals, schools and technical schools opened here; it was also taken as the basis for the planning of county cities in Russia in the 18th century. However, the city, which was not destroyed during the October Revolution and World War II, was badly damaged by the devastation of the 1990s after the collapse of the USSR, from which it could not recover yet. Over the past 10 years, he lost a quarter of the local population who left to work in Tver or Moscow; today, about 15,000 people live here. If you want to see and find out how the Russian population lives far from regional centers, then be sure to check out Ostashkov. Do not judge the city strictly, but rather, try to feel the quiet romance of the decrepit hinterland surrounded by dense forests and a calm lake. Undoubtedly, it will remain in your memory for a long time.

Although the Tver region is located very close to Moscow, it is radically different from it in everything: economy and infrastructure, transport and housing, nature and leisure, cultural heritage and folk traditions. If you want to see the real Russian wilderness (no negative connotation!), then go explore the Tver outback. In the local forests, luck will surely find you in the form of an old manor, a beautiful monastery or a forest grove on the river bank in the sunset rays of the sun ... or maybe you will even learn something new about yourself.

 

Welcome to the Tver region - the land of pristine nature, county-level cities, dilapidated wooden buildings and dull off-road, dipping headlong into the distant Russian past!

Want to see the best sights of the Tver region? Book our author tour!

In Russia there are other places worthy of attention. Find out more about them!

Contact Information

+7 925 186 7487 +WhatsApp

  • Subscribe to Facebook
  • Subscribe to VK
  • Follow Instagram
  • Chat in Telegram

© Sight Hiker 2020.  Full or partial copying of images and texts is possible only with an active link to the Sight Hiker website.

Контактная информация

  • Подписаться в Facebook
  • Подписаться в ВКонтакте
  • Подписаться в Instagram
  • Чат в Telegram
  • Отправить письмо

© Sight Hiker 2020. Полное или частичное копирование изображений и текстов возможно только с указанием активной ссылки на сайт Sight Hiker.

Тверская область

дорогами глухомани

русский

UTC+3

православие

центр региона

язык(и)

федеральный округ

часовой пояс

основная религия

Находясь в сотне километров от Москвы, Тверская область разительно отличается от неё. Здесь густые леса и непроходимые топи, древние монастыри-крепости высятся среди деревень, заброшенные храмы и усадьбы вызывают ностальгию по невозвратному прошлому. Озеро Селигер, исток Волги, Борисоглебский монастырь и Нилова Пустынь, единственная в России золотошвейная фабрики в Торжке и многое другое - это основа Тверской области.

Топ 10 интересных мест:

 

Карта достопримечательностей Тверской области

Яндекс-карта

Google-карта

Подробную карту всех мест региона можно увидеть на сайте национального туристического портала России:

Russia.Travel.png

Путешествие по Тверской области

Многие отправляются в путешествие ради новых впечатлений. Одни находят их в спокойном городском отдыхе, а другие в активных пеших походах по лесным дебрям. Для одних в путешествии очень важно узнать о культурном и народном достоянии региона, а другие с радостью променяют "скучные музеи" на экстремальный рафтинг по рекам. Есть люди, которым необходимо ощущать комфорт и благополучие, прогуливаясь по широким мостовым с богатой архитектурой, а есть те, кому мила уютная деревенская романтика. В Тверской области не все смогут найти близкое по духу,​ но каждый сможет почувствовать провинциальную атмосферу уездной России.

Удивительно, как совсем недалеко от Москвы меняются окрестные пейзажи. На смену шумным освещенным проспектам приходят разбитые проселочные дороги, высокие стеклянные небоскребы уступают место одноэтажным деревянным избам, а широкие поля и луга сменяются густыми чащами и непроходимыми болотами. Тверская область имеет древнюю и полную событий историю: давным давно Тверское княжество соперничало богатством и силами с Москвой, но восстание тверских жителей против татаро-монгольского ига в 1327 году, которое использовал Иван Калита для военного разгрома Твери с помощью Золотой Орды, привело к уничтожению княжества и присоединению его территорий к Москве. Так окончилась независимая история региона, который и сегодня остаётся на задворках цивилизации, все больше истощаясь под влиянием соседней Москвы. И речь тут не только о том, что многие местные жители уезжают на заработки в столицу, но скорее об общем народном и культурном состоянии, которое застыло в советском прошлом. Большинство архитектурных сооружений в области являются наследием прошлого столетия, которое сегодня находится не в лучшем состоянии. А то немногое, что осталось от царского и императорского наследия, сегодня либо забыто и заброшено в глухих дебрях, либо находится под опекой государства в столице региона Твери.

 

Однако советское время породило здесь несколько новых достопримечательностей, которые сегодня привлекают своей аутентичностью и мрачной атмосферой. Самая интересная из них находится в уездном городе Калязине, который в 1940 году был практически полностью затоплен при создании Угличского водохранилища. Весь старый город, монастырь и купеческие палаты были разобраны или ушли под воду, а над гладью новообразованного затона осталась лишь высокая колокольня Никольского собора, ныне служащая маяком для волжских судов. Порой в ней совершаются молебны, а летом можно услышать звонкий колокольный звон, разносящийся на километры окрест и создающий совершенно особую атмосферу далёкой русской глубинки. Неподалеку от Калязина находится старинный город Кашин, чьи православные соборы насчитывают историю в несколько столетий. Некогда он был крупным волжским поселением и соперничал по силам с Тверью, но сегодня это небольшой городок с населением в 15 000 человек, который может привлечь лишь своей деревенской атмосферой и красивыми православными соборами. Посетить его, как и аутентичный Калязин, обязательно стоит!

Долгая дорога от Кашина до Твери проходит по глухим местам, где все ещё теплится деревенская жизнь. Хотя здесь находится множество деревень и поселений, транспортное сообщение и качество дорог оставляют желать лучшего, а многие местные жители из-за отсутствия работы содержат свои дома как огороды и дачи. Зимой эти места буквально вымирают, когда большинство людей перебираются поближе к цивилизации в Тверь. На одном из заброшенных деревянных домов в Горицах можно увидеть надпись: "Хозяин, вернись! Мне без тебя плохо...". Эта фраза лучше всего передаёт основное восприятие этих мест. Приближаясь к Твери, до последнего момента не верится, что скоро появится город. И только за очередным крутым поворотом трассы на Весьегонск густой лес расступается, а вдалеке начинают виднеться высокие каменные здания.

 

Тверь растёт и развивается благодаря миграции населения из области в центр, а потому активно застраивается многоэтажными комплексами на окраинах. Центр города наполнен классической советской архитектурой, которая заменила здесь полностью разрушенные во время Великой Отечественной войны купеческие здания. В честь победы в городе был возведен большой мемориал, а также поставлена Тверская часовня. За время советской эпохи здесь были построены множество красивых строений, которые радуют глаз и по сей день: комплексы зданий на Советской и Трехсвятской улицах, на набережных Степана Разина и Афанасия Никитина. В центральном парке расположен красивый кинотеатр "Звезда", рядом с которым возвышается главное культурное достояние императорского прошлого - Путевой дворец Екатерины II. В нем останавливались русские императоры на пути из Москвы в Санкт-Петербург, и именно этот маршрут является главной экономической и культурной доминантой региона. Невозможно представить, как развивалась бы жизнь в этих местах, если бы дорога на Санкт-Петербург была проложена иначе. Тем не менее, именно благодаря ей поддерживается жизнь в нескольких крупных городах области - Вышнем Волочке, Бологое и Торжке. Если спланируете поездку в Санкт-Петербург на машине, то включите в маршрут посещение каждого из них!

Хотите увидеть лучшие места Тверской области? Закажите авторский тур!

Один из самых красивых и интересных городов области находится совсем недалеко от Твери. Некогда крупный купеческий центр Новгородского княжества, а ныне небольшой уездный Торжок привлекает своим полу-деревенским, немного ветхим обликом. Здесь не встретить крупных зданий или широких проспектов, больших променадов или ярких развлечений. Вместо этого, в Торжке можно почувствовать уютную атмосферу уездной России: узкие улицы с деревенскими избами, небольшая набережная вдоль реки Тверцы, множество старинных церквей и соборов. Главной архитектурной доминантой города является Борисоглебский монастырь, который ведет свою историю вот уже более 800 лет и является уникальным по архитектурному исполнению монастырём в Центральной России. Большинство зданий в Торжке, включая комплекс монастыря и почти все остальные храмы и соборы, заброшены или находятся в разбитом состоянии. Многие из них были взорваны или разрушены во времена советской власти, а немногие сохранившиеся испытали на себе все тяготы и лишения эпохи. Однако сегодня они постепенно возвращаются к жизни благодаря финансированию, что даёт надежду на новый Ренессанс Торжка. Тем более, что город знаменит не только этими храмами, но и древним русским народным ремеслом золотного шитья, сложность исполнения и красота которого до сих пор поражают воображение. Чтобы поближе познакомиться с этим творчеством, лучше всего отправиться в музей при фабрике "Торжокские золотошвеи", где представлены лучшие образцы этого ремесла. Обязательно посетите этот музей, ведь подобных ему нет ни в одной другой точке планеты!

Продвигаясь дальше на север, прямо на трассе в Санкт-Петербург стоит город Вышний Волочек. Его название обусловлено географическим расположением: здесь находился узкий перешеек между реками, соединяющими Балтийское и Каспийское моря, по которому товары и грузы буквально "волоком" перетаскивали с одной реки в другую. В Вышнем Волочке был построен первый в России искусственный водный канал, служащий для торговли и обеспечения Санкт-Петербурга едой и товарами. Однако со строительством Мариинской водной системы и Волго-Балтийского водного пути канал в Вышнем Волочке перестал быть нужным, и в итоге остался в центре городе как дань историческому прошлому. Так же произошло с торговыми рядами Вышнего Волочка, которые некогда были центром жизни города на дороге между Питером и Москвой, а сегодня заброшены и создают впечатление "призрака из прошлого".

Чем дальше в лес, тем больше дров. Если понять эту фразу буквально, то она прекрасно опишет земли на северо-западе Тверской области. Здесь густые лесные чащи и буреломы сменяются непроходимыми топями, а большое количество воды из-за обильных осадков и подземных источников не дают вести никакие полевые работы - только вырубку лесов и сбор древесных ресурсов. Если отправиться на паровозе из города Бологое в старый Осташков в верховьях Волги, то на всём протяжении маршрута вам не встретится ни одного крупного поселения. Большинство деревень здесь заброшены и скрыты в лесах, малое количество местных жителей компенсируется только московскими туристами, едущими отдохнуть на озеро Селигер, а отсутствие дорог и даже троп в лесах говорит об абсолютной глухомани, в которой единственной связью с цивилизацией является двухвагонный поезд один раз в сутки.

Приезжая на озеро Селигер, большинство туристов сразу отправляются на поиски уютных мест для жилья и активного отдыха.  Оно предоставляет сотни километров пустынных пляжей, множество спокойных лагун для рыбалки, а девственные леса так и манят провести выходные на лоне природы или сходить в поход. Неслучайно Селигер пользовался большой популярностью у советских туристов, ведь он входил в список лучших всесоюзных туристических маршрутов! И по сей день озеро остаётся привлекательным местом для отдыха многих россиян. Помимо прекрасных природных пейзажей, на озере расположен один из красивейших и самых почитаемых монастырей России - Нило-Столобенская пустынь, который ведет свою историю от кельи преподобного Нила. Принявший постриг в Крыпецком монастыре неподалеку от Пскова, Нил много времени проводил в молитвах и раскаяниях за свои грехи, а также временами принимал у себя местных жителей. Слава о нем разнеслась далеко окрест, и после его смерти на острове был возведен монастырь, ныне привлекающий толпы паломников и туристов. Здесь очень живописные и душевные места, которые лучше всего увидеть в солнечную погоду - тогда золотые купола монастыря будут ярко играть на солнце бликами, а с высоты колокольни откроется умопомрачительная панорама озера и окрестных лесов.

Хотя на Селигер приезжает множество туристов, лишь малая часть из них доезжает до Осташкова - местного регионального центра. А между тем, этот город имеет очень древнюю историю и не лишен приятной уездной романтики. Здесь красивые древние церкви и соборы, деревянные дома и избы украшают центральные улицы, а широкая набережная позволяет насладиться умиротворенной атмосферой озера Селигер. Некогда Осташков был одним из процветающих городов Центральной России: здесь открылись первые в стране больницы, школы и технические училища; он также был взят за основу планировки уездных городов России в XVIII веке. Однако город, который не был разрушен во времена Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, сильно пострадал от разрухи 1990-х годов после распада СССР, от которой так и не смог оправиться. За последние 10 лет он потерял четверть местного населения, которые уехали на заработки в Тверь или Москву; сегодня здесь проживает около 15 000 человек. Если вы хотите увидеть и узнать, как живёт население России далеко от региональных центров, то обязательно загляните в Осташков. Не судите о нём строго, а лучше попробуйте ощутить тихую романтику ветхой глубинки в окружении густых лесов и спокойного озера. Несомненно, она останется в вашей памяти надолго.

Хотя Тверская область расположена совсем недалеко от Москвы, она радикально отличается от неё во всём: экономике и инфраструктуре, транспорте и жилье, природе и досуге, культурном наследии и народных традициях. Если вы желаете увидеть настоящую русскую глухомань (никакой негативной коннотации!), то отправляйтесь исследовать Тверскую глубинку. В здешних лесах вам обязательно улыбнется удача в виде старинной усадьбы, красивого монастыря или лесной рощи на берегу реки в закатных лучах солнца...а может, вы даже узнаете что-то новое о себе самих.

 

Добро пожаловать в Тверскую область - край девственной природы, уездных городов, ветхих деревянных строений и глухого бездорожья, окунающего с головой в далекое прошлое!

Хотите увидеть лучшие места Тверской области? Закажите индивидуальный тур!

В России есть и другие места, достойные внимания. Узнайте о них больше!