Volgograd region: heroism between the Volga and the Don

Волгоградская область.png

Main facts:

  • Administrative center: Volgograd

  • Federal District: South Russia

  • Language(s): Russian

  • Population: 2,507,488

  • Timezone: UTC+3

  • Main religion: Orthodoxy

Top 10 attractions:

Sights map of Volgograd region

Travel around Volgograd region

There are places with a rich history of thousands of years. There are places where nothing remarkable has happened for hundreds of years. There are places in which one event once cardinally changed everything ... and there are places where it was all at once, and one of such places in Russia is the Volgograd region.

This region has a very ancient history: for thousands of years BC primitive tribes lived here, the remains of which are still found throughout the region. Stone, bronze, iron age in the history of mankind swept here as one moment, leaving no trace on the body of the area. Sarmatians, Huns, Khazars, Cumans - great folks and states of the past rolled in moved through local steppes here, crossing over the turbulent river channels and changing the life of civilizations. Dozens of generations succeeded each other, nomadic and sedentary peoples came and go - and the Volga river still carried its waters to the south, to the shores of the Caspian Sea. Its movement here is like the time, which slowly and inexorably flows through the fingers like the sand. It leaves in the soul a light fleur of eternity and a feeling of incredible freedom, like the free winds that fly over the vast expanses of the local steppes.

All life in these places proceeded in a dimensional routine associated with agriculture. No matter who controlled these places - the Khazars, the Golden Horde or free Cossacks - the life of local residents was invariably associated with the cultivation of fields and orchards, harvesting and selling it in the markets of trade centers on the banks of the Volga. In addition, in the wide floodplain of the Volga and Akhtuba rivers, a lot of fish can be found, which local fishermen caught and sold in huge volumes. The most significant contribution to the prosperity of the local population was made by the Golden Horde under Khan Uzbek, when the new capital of the state, Sarai-Berke, was built on the high slopes of the Akhtuba river. This huge city for the XIV century, which was the center of commerce and power for thousands of kilometers in the area, was completely destroyed during the internecine wars and the invasion of Timur's troops. Today here only the ruins remain - only the hilly relief of the once towering buildings, scorched by the hot sun. But in those days, trade flourished here, including thanks to the salt from Lake Elton, which was sent with the merchants to distant lands. Today, salt in the lake is not mined, but you can freely enjoy its inspiring scenery and quiet water surface.

Due to the fact that the nature of the region is almost entirely composed of steppes, semi-deserts and hilly terrains, it was very difficult to defend against raids and enemy attacks. During the day, horse cavalry could cover a distance of 80-100 km, and therefore most of the residents tried to settle near the Volga. It was a double win: on the one hand, it was along the Volga that merchants caravans sailed between the northern principalities and the southern khanates, with which it was possible to trade profitably, and on the other hand, it was the river that made it possible to survive in the event of attacks by robbers or arid bad weather. So it was in those days when, after the collapse of the Golden Horde, Russians came to these lands. Capturing the Kazan and Astrakhan khanates in turn, the Russians laid a new fortress city on the Volga to revive and establish trade relations with eastern countries. However, it quickly became clear that without a good defense it would not be possible to revive such a long river path - the territories between the Volga and the Don were extremely dangerous because of the raids of the nomads. As a result, by order of Ivan the Terrible in 1590 along the banks of the Volga, from Kazan to Astrakhan, several fortress settlements were built that protected the merchant's route to the Caspian Sea. So, Samara, Saratov and the city of Tsaritsyn were founded, which later became a centers of the regions.

The peculiarity of the latter was that the narrowest isthmus between the Don and Volga rivers was located next to it, due to which Don–Volga Portage appeared here in the 1st millennium BC. Rare locals and burlaks here were engaged in manually hauling the river vessels over land at a distance of about 70 km, thanks to which merchants from the Black and Mediterranean Sea could get to the eastern countries from the Caspian Sea and also go north to the rich Russian principalities. Attempts to build a water channel here, which would directly connect the rivers, have repeatedly failed due to the incredible technical complexity, lack of necessary tools and lack of financial resources. Even before the local Cossacks were subordinated, the Ottoman Empire and then Peter the Great tried to build a shipping canal, but both attempts failed. Subsequently, between the rivers was built one of the first railways in Russia, which greatly simplified life on the transfer, but also did not help to connect them by water. At the end of the 19th century, a railway from Moscow was built to Tsaritsyn, which, together with the railroad to Rostov-on-Don, became a serious competitor to the inefficient portage. As a result, the construction of the canal was postponed for another hundred years and took place only after the Great Patriotic War of 1941-1945, when, after the defeat of the German troops at Stalingrad, more than 100,000 prisoners of war and about 600,000 Soviet citizens were harnessed to the building of the Volga-Don Canal. After 5 years of shock work, in June 1952 the canal was finally opened, and from that moment there is a full-fledged water communication between the Volga and the Don rivers. The Volga-Don Canal has become a real engineering marvel that can be admired today, as well as the tallest statue of Lenin in the world, which is located near the first gateway at the beginning of the Canal.

Want to see the best sights of Volgograd region? Book our author tour!

In the XIX century, most of the region was part of the Don Host Oblast, which was a special district in the Russian Empire and was ruled by Don Cossacks. Subsequently, when the territory was divided, many Cossacks moved to the Rostov and Astrakhan regions, and those who remained in the Volgograd region mixed with the Russian immigrants, who sought into these lands for rich arable land, numerous earning opportunities, freedom from state taxes and serfdom. So in the 17th century a huge number of runaway peasants and workers formed in these lands, who did not want to put up with the oppression of the tsarist regime and therefore willingly joined the popular uprisings. The famous Stenka Razin repeatedly engaged in robbery in these lands, and together with the Astrakhan peasants did many problems for the Moscow state. In 1670, Stenka Razin besieged and captured the city of Tsaritsyn, however, he did not stay long here and was knocked out of it by the Russian troops. Subsequently, Stenka Razin was caught by the Don Cossacks and extradited for execution, and the city survived with many more trials then. The Bulavin Rebellion in 1708, the massive Nogai and Circassian raids in 1717, the Pugachev's Rebellion in 1773 and the repeated fires that destroyed the whole city ... Tsaritsyn experienced many problems before becoming a strong and prosperous city.

In 1765, when German colonists-settlers patronized by Catherine II come here to the Volga, they created the small settlement of Sarepta and founded several factories, from which many famous manufactories grew. In those times this settlement was located more than 30 km from Tsaritsyn, and now it is included in the city borders of Volgograd. Despite the massive destruction during the war of 1941-1945, most of the buildings in the village survived, and today you can admire the well-preserved German buildings in the museum-reserve "Old Sarepta". Tsaritsyn itself during the 19th century experienced rapid growth and growth associated with the development of metallurgical and woodworking enterprises. For a short period of 50 years, the city has grown several times, the number of workers in enterprises has increased by hundreds. In the city began to build universities and schools, hospitals and cultural institutions. In just a few decades, Tsaritsyn has turned from a small fortress on the banks of the Volga into one of the largest and most prosperous cities in the country. The largest factories in Russian Empire and the USSR ("The Barricades" artillery plant, the shipyard, the "Krasny Oktyabr" steel plant) were functioned here. After the overthrow of the Tsar and the creation of the USSR, the city of Tsaritsyn was renamed to Stalingrad and continued its history as the center of the heavy industry of the new country. This continued until 1942, when World War II reached the shores of the Volga.

Volgograd region is a place where rich history goes back thousands of years. Volgograd region is a region where for hundreds of years nothing happened that radically changed the traditional way of life here. It was in 1942 that an event occurred here that divided the whole life of the region into “before” and “after”. It was the famous Battle of Stalingrad, which created not only a "radical change" in the World War II, but also forever inscribed the region in the history of world military glory. When in the summer of 1942 German troops moved through the Rostov-on-Don region to the Volga, they first of all sought to take Stalingrad and block Soviet access to the Caucasus, and with it access to the Caucasus oil factories. As a result, they threw huge forces at the seizure of territories between the Volga and the Don, and in the place of the Don river bend near the city of Kalach, the first significant battle of the Soviet and German troops took place, during which the Wehrmacht was unabled to quickly captured the territory. This was followed by half a year of fierce fighting, incredible heroism of the Soviet troops and unprecedented bloodshed, which led to the loss of more than 1,200,000 Soviet soldiers and citizens, as well as more than 1,500,000 people from the enemies. When, during "Uranus" operation, Soviet troops united in the Kalach area (now a monument was erected there), the German forces began their defeat in Stalingrad and the liberation of the city, followed by the long-awaited offensive and the return of territories. The great feat of the Soviet troops and citizens in Stalingrad was inscribed in world history as one of its most significant events, inspired Soviet troops to further victories and showed the whole world that "Russians will never surrender".

The Battle of Stalingrad radically rebuilt the lives of the local population. From now on, the city of Stalingrad (now Volgograd) will bear the imprint of military valor, and all cultural and folk heritage will be rebuilt in the spirit of victory over fascism. After more than 70 years, the whole city literally lives with its historical feat: almost all events before it were forgotten, there was practically no memory and sights in which the history of the region before the Great Patriotic War would be revealed (except for the exposition in the historical museum). Today, everything in the city tells about his military feat, and this is largely deserved. The magnificent interactive museum-reserve "Battle of Stalingrad" will tell about every detail of that terrible battle, in the hall of military glory on Mamayev Kurgan, the Eternal Flame burns in memory of hundreds of thousands who died here, and the famous sculpture "The Motherland Calls" reflects the spirit of patriotism and pride about Russian Motherland. Especially it can be strongly felt during the May 9 holidays, when the whole city is decorated with St. George ribbons, people walk around the avenues in full dress and with memorable carnations, and "The Motherland Calls" sculpture is highlighted in the colors of the Soviet flag. At this time it is best to visit the city!

The historical and cultural heritage of Volgograd can not be limited to military feat. Although this is undoubtedly the most significant event in the history of the region, it cannot fill in all the beauty of the city and its surroundings. I highly recommend to anyone who wants to visit Volgograd, be sure to feel the other significant places for the region: the Volga Hydroelectric Station and the Volga-Don Canal, the remains of the ancient capital of the Golden Horde </

Контактная информация

  • Подписаться в Facebook
  • Подписаться в ВКонтакте
  • Подписаться в Instagram
  • Чат в Telegram
  • Отправить письмо

© Sight Hiker 2020. Полное или частичное копирование изображений и текстов возможно только с указанием активной ссылки на сайт Sight Hiker.

Волгоградская область

героизм между Волгой и Доном

русский

UTC+3

православие

центр региона

язык(и)

федеральный округ

часовой пояс

основная религия

Волгоградская область знаменита своими природными красотами и народными традициями. Это родина покорителя Сибири атамана Ермака, место крестьянских восстаний Степана Разина и Кондратия Булавина, оплот победы в Великой Отечественной войне. Здесь текут две великие реки Центральной России - Дон и Волга, расположено уникальное солёное озеро Эльтон, найдены стоянки древних поселений сарматов, Золотой Орды и других народов.

Топ 10 интересных мест:

 

Карта достопримечательностей Волгоградской области

Яндекс-карта

Google-карта

Подробную карту всех мест региона можно увидеть на сайте национального туристического портала России:

Russia.Travel.png

Путешествие по Волгоградской области

Есть места, насыщенная история которых насчитывает тысячелетия. Есть места, где за сотни лет не происходило ничего выдающегося. Есть места, в которых одно событие однажды кардинально изменило всё... А есть места, где было всё сразу, и одно из таких мест в России - Волгоградская область.

 

У этого региона очень древняя история: тысячелетия до нашей эры здесь проживали первобытные племена, останки которых и сегодня находят по всей области. Каменный, бронзовый, железный век в истории человечества пронеслись здесь как одно мгновение, не оставив и следа на теле местности. Сарматы, гунны, хазары, половцы - великие народы и государства прошлого прокатывались волнами по местным степям, переправляясь через бурные речные протоки и меняя жизнь цивилизаций. Десятки поколений сменяли друг друга, кочевые и оседлые народы приходили и уходили - а река Волга всё также несла свои воды на юг, к берегам Каспийского моря. Её движение здесь подобно времени, которое медленно и неумолимо утекает сквозь пальцы, словно песок. Оно оставляет в душе легкий флер вечности и ощущение невероятной свободы, подобной вольным ветрам, проносящимся над здешними бескрайними просторами.

Вся жизнь в этих местах протекала в мерной рутине, связанной с сельским хозяйством. Кто бы ни контролировал эти места - хазары, Золотая Орда или вольные казаки - быт местных жителей неизменно был связан с возделыванием полей и фруктовых садов, сбором урожая и его продажей на рынках торговых центров у берегов Волги. Помимо этого, в широкой пойме рек Волги и Ахтубы водится множество рыбы, которую местные рыбаки ловили и продавали в огромных объемах. Самый значительный вклад в процветание местного населения внесла Золотая Орда при хане Узбеке, когда на высоких склонах реки Ахтубы была возведена новая столица государства - Сарай-Берке. Этот огромный для XIV века город, который был центром торговли и власти на тысячи километров в округе, был полностью разрушен в ходе междоусобных войн и нашествия войск Тамерлана. Сегодня на его месте не осталось даже развалин - только холмистый рельеф некогда возвышавшихся строений, опаляемый жарким солнцем. А в те далекие времена здесь процветала торговля, в том числе благодаря местной соли из озера Эльтон, которую отправляли с купцами в дальние земли. Сегодня соль в озере не добывают, но можно свободно насладиться его вдохновляющими пейзажами и тихой водной гладью.

Вследствие того, что природа региона почти полностью состоит из степей, полупустынь и холмистого рельефа, здесь было очень сложно защищаться от набегов и вражеских нападений. За сутки конная кавалерия могла преодолеть расстояние в 80-100 км, а потому большинство жителей старались селиться рядом с Волгой. Это был двойной выигрыш - с одной стороны, именно по Волге проплывали караваны купцов между северными княжествами и южными ханствами, с которыми можно было выгодно торговать, а с другой стороны, именно река позволяла выживать в случае нападений разбойников или засушливых ненастий. Так было и в те времена, когда после распада Золотой Орды в эти земли пришли русские. Захватив по очереди Казанское и Астраханское ханства, русские заложили новый город-крепость на Волге, чтобы возродить и наладить торговые отношения с восточными странами. Однако довольно быстро стало ясно, что без хорошей защиты возродить такой длинный речной путь не получится - территории между Волгой и Доном были крайне опасны из-за набегов кочевников. В результате по приказу Ивана Грозного в 1590 году вдоль берега Волги от Казани до Астрахани было построено несколько поселений-крепостей, которые защищали купеческий путь в Каспийское море. Так были основаны Самара, Саратов и город Царицын, который впоследствии стал региональным центром.

 

Особенность последнего заключалась в том, что рядом с ним находился самый узкий перешеек между реками Дон и Волга, благодаря чему ещё в I тысячелетии до нашей эры здесь возникла переволока. Редкие местные жители и бурлаки промышляли тем, что вручную перетаскивали речные суда по суше на расстояние около 70 км, благодаря чему купцы из Черного и Средиземного моря могли попасть в восточные страны у Каспийского моря, а также отправиться на север, в богатые русские княжества. Попытки построить здесь водный канал, который бы напрямую соединял реки, неоднократно проваливались из-за невероятной технической сложности, отсутствия необходимых инструментов и нехватки финансовых ресурсов. Ещё до подчинения местных казаков вначале Османская империя, а затем Петр I стремились построить судоходный канал, однако обе попытки окончились неудачей. Впоследствии между реками была построена одна из первых в России железных дорог, которая сильно упростила жизнь на переволоке, но все также не помогала соединить их водным способом. В конце 19 века к Царицыну была проложена железная дорога из Москвы, которая вместе с железной дорогой от Ростова-на-Дону стала серьезным конкурентом малоэффективной переволоке. В итоге постройка канала была отложена ещё на сотню лет и состоялась только после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, когда после разгрома немецких войск под Сталинградом больше 100 000 военнопленных и ещё около 600 000 советских граждан впряглись в одну из строек века - Волго-Донской канал. После 5 лет ударного труда, в июне 1952 года канал был наконец-то открыт, и с того момента между Волгой и Доном существует полноценное водное сообщение. А Волго-Донской канал стал настоящим чудом инженерной мысли, которым можно восхититься и сегодня! Как и самой высокой статуей Ленина в мире, которая расположена около шлюза №1 в начале канала.

Хотите увидеть лучшие места Волгоградской области? Закажите авторский тур!

В XIX веке большая часть региона входила в состав области Войска Донского, которое являлось особым округом в Российской империи и управлялось донскими казаками. Впоследствии при разделе территории многие казаки перешли в Ростовскую и Астраханскую область, а оставшиеся в Волгоградской области сильно смешались с русскими переселенцами, которые стремились в эти земли за богатыми пашнями, многочисленными возможностями для заработка, свободой от государственных податей и крепостного права. Так в 17 веке в этих землях образовалось огромное множество беглых крестьян и рабочих, которые не хотели мириться с гнетом царского режима и потому охотно присоединялись к народным восстаниям. Знаменитый Степан Разин неоднократно хозяйничал в этих землях, и  вместе с Астраханскими крестьянами наделал немало проблем для московского государства. В 1670 году Степан Разин осадил и захватил город Царицын, однако долго в нём не задержался и был выбит из него русскими войсками. Впоследствии Степан Разин был пойман донскими казаками и выдан на казнь, а город пережил ещё немало испытаний. Булавинское восстание в 1708-м, набег ногайцев и черкессов в 1717, восстание Пугачёва в 1773 и неоднократные пожары, уничтожавшие город... Царицын испытал немало проблем перед тем, как стать сильным процветающим городом.

Когда в 1765 году на Волгу были отправлены немецкие колонисты-переселенцы, которым покровительствовала Екатерина II, они создали своё небольшое поселение Сарепта и основали в нём несколько производств, из которых впоследствии выросло множество известных мануфактур и заводов. Тогда это поселение находилось более чем в 30 км от Царицына, а ныне входит в городскую черту Волгограда. Несмотря на масштабные разрушения во время войны 1941-1945 гг., большинство зданий в селении уцелело, и сегодня можно полюбоваться на отлично сохранившиеся немецкие постройки в музее-заповеднике "Старая Сарепта". А сам Царицын на протяжении 19 века пережил бурный расцвет и рост, связанный с развитием металлургических и деревообрабатывающих предприятий. За небольшой период в 50 лет город вырос в несколько раз, число рабочих на предприятиях увеличилось в сотни. В городе начали строиться университеты и школы, больницы и культурные заведения. Всего за несколько десятилетий Царицын из маленького острога на берегу Волги превратился в один из крупнейших и зажиточных городов страны. Крупнейшие заводы в царской России и СССР (артиллерийский завод "Баррикады", судостроительный завод, металлургический завод "Красный Октябрь") функционировали здесь. После свержения императоров и создания СССР, город Царицын был переименован в Сталинград и продолжил свою историю как центр тяжелой промышленности новой страны. Так продолжалось вплоть до 1942 года, когда Вторая Мировая Война дошла до берегов Волги.

Волгоградская область - это место, в котором насыщенная история насчитывает тысячелетия. Волгоградская область является регионом, где за сотни лет не происходило ничего, что бы радикально изменило его облик или традиционный уклад жизни населения. И так уж вышло, что именно в 1942 здесь произошло событие, которое разделило всю жизнь региона на "до" и "после". Им стала знаменитая Сталинградская битва, которая создала не только "коренной перелом" во Второй Мировой Войне, но и навсегда вписала регион в историю всемирной военной славы. Когда летом 1942 года немецкие войска прорывались через Ростовскую область к Волге, они стремились в первую очередь взять Сталинград и перекрыть советским войскам доступ на Кавказ, а вместе с этим - и доступ к кавказским месторождениям нефти. В результате они бросили огромные силы на захват территорий между Волгой и Доном, и в месте излучины реки Дон около города Калач состоялось первое значительное сражение советских и немецких войск, в ходе которого быстрый захват территории вермахтом был остановлен. Далее последовали полгода ожесточенных боёв, невероятного героизма советских войск и беспрецедентного по своим масштабам кровопролития, которое привело к потере более 1 200 000 советских солдат и граждан, а также более 1 500 000 человек со стороны врагов. Когда в ходе операции "Уран" советские войска объединились в районе Калача (ныне там поставлен памятник), начался разгром немецких войск в Сталинграде и освобождение города, за которым последовало долгожданное наступление и возвращение территорий. Великий подвиг советских войск и граждан в Сталинграде был вписан в мировую историю как одно из её наиболее значительных событий, вдохновил советские войска на дальнейшие победы и показал всему миру, что "русские никогда не сдаются".

Сталинградская битва коренным образом перестроила жизнь местного населения. ​Отныне и впредь город Сталинград (ныне Волгоград) будет носить отпечаток воинской доблести, а все культурное и народное достояние будет перестроено в духе победы над фашизмом. По прошествии более 70 лет весь город буквально живёт своим историческим подвигом: практически забыты все события до него, практически не осталось памяти и достопримечательностей, в которых бы раскрывалась история региона до Великой Отечественной войны (кроме экспозиции в историческом музее). Сегодня всё в городе повествует о его военном подвиге, и это во многом заслуженно. Великолепный интерактивный музей-заповедник "Сталинградская битва" расскажет в подробностях о каждой детали той страшной битвы, в зале воинской славы на Мамаевом Кургане горит Вечный Огонь в память о сотнях тысяч погибших здесь, а знаменитая скульптура "Родина-Мать" как нельзя лучше отразит дух патриотизма и гордости за Отечество. Особенно его сильно можно ощутить во время майских праздников, когда весь город украшен георгиевскими лентами, по проспектам движутся колонны людей в парадной форме и с памятными гвоздиками, а "Родина-Мать" подсвечивается в цвета советского флага. В это время здесь лучше всего побывать!

Историческое и культурное достояние Волгограда не ограничивается только военным подвигом. Хотя это, безусловно, самое знаменательное событие в истории региона, оно не может вместить себя всю красоту города и его окрестностей. Я очень рекомендую всем, кто хочет посетить Волгоград, обязательно проникнуться другими значимыми для региона местами: Волжской ГЭС и Волго-Донским каналом, остовами древней столицы Золотой Орды Сарай-Берке, а также удивительными природными пейзажи: заливными лугами Волго-Ахтубинской поймы, высокими утёсами вдоль реки Дон, степными просторами и водной гладью солёного озера Эльтон.

 

Посетите Волгоградскую область - край бескрайних степей, высоких берегов и великого героизма между Доном и Волгой.

Хотите увидеть лучшие места Волгоградской области? Закажите индивидуальный тур!

В России есть и другие места, достойные внимания. Узнайте о них больше!